«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%

Отзвуки прошлого


         Между прочим, Россию (точнее, бывший СССР) тоже не обошли стороной космические трагедии, в той или иной мере связанные с геополитикой, идеологией, но несколько в ином измерении. Гибель трех космонавтов летом 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата только на первый взгляд представляется чисто технической проблемой. На самом деле эта трагедия имеет начало в далеком 1964 году, в разгар "холодной войны". Тогда, еще на самой заре космической эры, и русские и американцы посылали в космос не более двух человек на корабле - такие были ограниченные технические возможности. Шло сумасшедшее соперничество двух великих держав за приоритеты в космических программах. И вот в СССР узнали, что американцы готовят полет на орбиту экипажа из трех человек. Тогдашний советский лидер Никита Хрущев немедленно вызвал к себе Главного космического конструктора Сергея Королева и потребовал опередить американцев в этом начинании - послать в космос к предстоящей годовщине Октябрьской социалистической революции (до нее оставалось несколько месяцев) трех советских космонавтов. Далее произошли примерно следующие разговоры.
         - Это невозможно, - начал убеждать политика Сергей Павлович, - потому что для такого полета требуется иной корабль, нежели у нас пока есть. Мы над таким работаем, но в столь короткие сроки он готов не будет.
         - Ничего не хочу знать, - взорвался Хрущев. - Вы Главный конструктор, вы и решайте, как это сделать, но мы должны опередить американцев. Чтобы к празднику полетели три наших космонавта!
         Удрученный Королев вернулся в свое конструкторское бюро и тут же вызвал ведущих специалистов, которым рассказал о состоявшемся разговоре с лидером страны. И добавил:
         - Я понимаю, что это безумие: пытаться на старом корабле послать в космос трех человек, но такая задача поставлена и ее надо решать. Если у кого-то будут какие-то идеи, пусть самые невероятные - немедленно ко мне с докладом в любое время суток.
         И в какой-то момент к нему приходит один космический инженер и говорит: "Сергей Павлович, я знаю, как решить проблему. Если нам снять с космонавтов защитные скафандры, то мы прилично сэкономим и на весе, и на объеме в нашем небольшом двухместном корабле. И за счет этого сможем разместить в нем третьего космонавта. Вот вам и выход!
         - Да вы что, - немедленно отреагировал Королев, - а как же проблема безопасности? Кто полетит без дополнительной страховки - без защитного скафандра!? Кто на это согласится?
         Дело в том, что до этого в СССР летали в космос на кораблях "Восток", который не имел системы мягкой посадки спускаемой капсулы, и космонавтам приходилось катапультироваться из нее на довольно приличной высоте. Естественно, они постоянно были в специальных защитных скафандрах, которые оберегали их от возможной разгерметизации корабля на этапе вхождения в атмосферу, а затем - и при спускании на парашюте с большой высоты уже вне корабля.
         - Я первый готов лететь! - ответил инженер.
         Его звали Константин Феоктистов. И он действительно полетел в составе первого в мире космического экипажа из трех человек (еще командир корабля В.Комаров и первый космический врач Б.Егоров) на корабле "Восход" - впервые в истории советской космонавтики без скафандров. Этот корабль отличался от предыдущего "Востока" еще и тем, что имел мягкую посадку на землю, и космонавтам не надо было покидать спускаемую капсулу, чтобы приземляться на парашютах.
         Суточный этот полет, осуществленный даже на три недели раньше оговоренного Хрущевым ноябрьского политического праздника, прошел на редкость удачно. Он закрепил советские приоритеты в освоении космоса, вновь удовлетворил политические амбиции лидеров социалистического государства через космические достижения. И, удивительное дело, дальше так и продолжили в СССР летать в космос без скафандров! Сначала - еще раз на корабле "Восход", когда был осуществлен первый выход в космос А. Леонова. А затем - и на принципиально новых "Союзах". Летали по одному, по двое, по трое. Даже первый полет на станцию "Салют" проходил в бесскафандровом режиме. Десять пилотируемых полетов состоялось с тех пор, и ни разу не возникало никаких проблем, напоминающих о такой важной, дополнительной системе безопасности космонавтов, как индивидуальные скафандры.
         Летали так беспечно, по-домашнему, как будто ездили на дачу - только в спортивных костюмчиках, - до июня 1971 года, когда грянул гром в виде разгерметизации спускаемой капсулы корабля "Союз-11". Это случилось из-за аварийного отказа небольшого клапана, поддерживающего в аппарате нужное давление. Воздух из корабля вышел не сразу. Клапан можно было заткнуть чуть ли не пальцем, но он находился за многочисленными функциональными панелями и до него практически невозможно было добраться за имеющееся у трех космонавтов время для жизни. Если бы "Янтари" (позывные Добровольского, Волкова и Пацаева) были в защитных скафандрах, то и добираться до него не потребовалось бы - они остались бы живы.
         О какой-либо связи этой самой большой советской космической трагедии с бездарным, волюнтаристским идеологическим решением семилетней давности в СССР не вспоминали. Ребят похоронили, как положено, с почестями, а летать в космос с той поры стали снова в индивидуальных защитных скафандрах.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100