«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%

Плата за космос


         Сразу определимся. Гибель американского космического шаттла "Колумбия" и семи членов ее экипажа - трагедия всеобщая. И не только потому, что чужая беда, смерть всегда вызывают сочувствие и скорбь любого нормального человека. Но еще и оттого, что погибли астронавты - люди, выполняющие особую, высокую миссию человечества за пределами нашей Земли от имени всей планеты. Потому накал, с которым проходило обсуждение происшедшего в обществе - и не только американском, - намного превосходил таковой в случаях, когда на земле, в воде или в воздухе происходили другие трагические события, сопровождавшиеся куда большим количеством жертв. Например, гибель в 2000 году российской атомной подлодки "Курск", унесшая жизни 118 человек, или падение в 2003 году самолета в Иране, когда погибли 302 человека, и многое другое.
         За возможность выйти в космос человечество платило и продолжает платить высокую цену. С начала космической эры в истории человеческой цивилизации две космические державы (Россия и США), которые осуществляли пилотируемые полеты за пределы Земли, такие экспедиции положили на этот алтарь уже более двух десятков жизней. Цифра, конечно, несопоставимая даже с числом жертв автомобильных аварий за один день в одной только России. Но погибшие при выполнении своей профессиональной задачи космонавты или астронавты - это совершенно особые потери. Вспомним их всех.
         Пожалуй, первой жертвой космической эпохи землян можно считать Валентина Бондаренко - члена первого отряда советских космонавтов, погибшего в марте 1961 года во время стандартного испытания в барокамере от возникшего там пожара. Спустя почти шесть лет, в январе 1967 года, аналогичная трагедия случилась у американцев: тоже на земле, в ходе испытаний перед полетом по программе "Аполлон" из-за пожара на космическом корабле не стало астронавтов Э. Уайта, R Гаффи и В. Гриссома.
         В апреле того же 1967 года из-за несрабатывания парашютной системы нового советского корабля "Союз-1" разбился при спуске В. Комаров. В июне 1971 года во время возвращения на землю "Союза-11" из-за аварийной разгерметизации спускаемого аппарата погибли на большой высоте советские космонавты Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев.
         Казалось бы, куда уж больше?! Хватит отдавать жизни за право выхода в космос.
         Но затем, уже много лет спустя, пришел черед американских челноков. Сначала в январе 1986 года во время взрыва на первых минутах старта США потеряли "Челленджер" с семью астронавтами. И вот в феврале 2003 года - загадочная гибель при возвращении на землю "Колумбии", также с семью членами экипажа.
         Невольно возникает мысль о большей надежности российской техники в пилотируемой космонавтике, поскольку слишком уж бросается в глаза разница в понесенных потерях США и Россией: 17:5. Если же учесть, что Бондаренко погиб вообще не в полете и не в кабине корабля, а Добровольский, Волков и Пацаев - только потому, что не были одеты в индивидуальные защитные скафандры (почему - это отдельный разговор об эпохе первых российских полетов, когда в космические дела вмешивалась политика), то получается и вовсе удивительная картина. Россия имеет всего одну катастрофу с одним погибшим космонавтом Комаровым, связанную с серьезным отказом техники во время полета. США - по меньшей мере две такие катастрофы и 14 жертв!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100