«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%


         Дорога первопроходцев всегда терниста. Самое главное, надо следить за тем, чтобы вся наземная отработка была как можно больше приближена к реальным условиям. Это трудно, но успех именно в этом. И второе. Там, где конструктор контролирует свое дело, аварий обычно не бывает. Но если один надеется на другого, именно тут, на "стыке" интересов, и жди неприятностей.
         И еще. Глубочайшая ошибка говорить, что "оборонка" никогда не считалась со средствами - сколько просили, столько и давали. Это совсем не так! Да, в советское время денег на оборону не жалели. Но отчитывались за каждую копейку. Составляли смету, подавали ее в институт "Агат" на ревизию, там изучалась и анализировалась каждая цифра, затем директор института докладывал министру - Сергею Александровичу Афанасьеву.
         В то время понятия "слово" и "дело" были своеобразным знаменем, и на них опирались становление и стремительный взлет ракетной техники... В министерстве, где проходила коллегия, висел лозунг "Кто хочет сделать дело - тот ищет способ. Кто не хочет - ищет причину". Во время заседания посмотришь на него, и сразу пропадает желание оправдываться.
         - Первый поезд ушел с завода в 1987 году, а последний - двенадцатый - в 1991-м. Гарантийный срок - десять лет. Но обычно затем он продлевался, все зависело от тех идей, что заложены в комплекс. Они выдержали испытание временем.
         В 1991 году ракетные поезда поставили на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев вошел в положение американцев и пришел к выводу, что для укрепления взаимопонимания между двумя странами БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и, чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.
         Неизвестно, какими аргументами заокеанским друзьям удалось убедить Михаила Горбачева. Известно другое: не так давно внучка бывшего президента Союза Ксения Вирганская щеголяла на балу самых богатых людей планеты в Париже в платье от Диора, которое стоит 22 тысячи долларов.
         А грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут. Нет денег.
         Правда, один ракетный поезд покидал пределы охранного периметра - требовалось провести ремонтные работы в заводских условиях. Все остальные перемещения экипажам БЖРК приходится проводить в границах территории части. Но, как оказалось, "маневры местного значения" ни в коей мере не снижают общей боеготовности экипажей БЖРК.
         Для подготовки офицеров-машинистов подвижного состава регулярно проводятся тренировки на маршрутах следования БЖРК. Им важно визуально представлять ландшафт вдоль железнодорожного пути, знать все повороты и разветвления дороги, практически каждый телеграфный столб на пути следования. Все это в итоге позволяет грамотно управлять боевым составом.
         Решать эту проблему удается благодаря расположению к ракетчикам со стороны руководства железных дорог России, их государственному подходу и пониманию, что это делается во имя обороны страны. В принципе, военнослужащие могли бы использовать для обучения собственный учебный поезд, имитирующий БЖРК, но сказывается недостаток средств. Сегодня важнее тратить деньги на поддержание в рабочем состоянии тех локомотивов, которые находятся в постоянной боевой готовности.
         Сейчас БЖРК никуда не нацелен. На языке ракетчиков это называется "нулевым полетным заданием". Сложность же в том, что с 1991 года ракетные части ни разу не стреляли из своих комплексов. Задачи боевого применения оружия в последнее время им приходилось отрабатывать лишь на тренажерах. Правда, в 1998 году было одно исключение. Боевой расчет БЖРК произвел пуск штатного "Скальпеля", снятого с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка.


         - После завершения работ по ракетным поездам пять человек были представлены к званию Героя Социалистического Труда, - говорит Алексей Федорович Уткин. - Однако вскоре Советский Союз рухнул, и награждать уже было некому. Жаль, конечно, ведь работа сделана первоклассно. В отличие от всех предыдущих изделий армия получила готовый комплекс, принятый на вооружение, прямо с завода.
         Зато была выпущена редкая памятная медаль - "Создателю БЖРК". Ею награждены железнодорожники Валентин Арсентьевич Волков, Олег Иванович Комаров, Петр Станиславович Шанайца и сотни других людей. Они создавали ракетные поезда. На лицевой стороне медали - профили братьев Уткиных, Владимира и Алексея.
         Александр Давидюк.

* * *


         Владимир Федорович Уткин - крупный ученый, генеральный конструктор ракет, ракет-носителей и космических аппаратов, с 22.11.90 по 15.02.2000 - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос), дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный член академий наук России и Украины, Международной академии космонавтики, президент Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, доктор технических наук.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100