«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%


         Я поинтересовался у Алексея Федоровича, как стрелять, если прямо над головой расположены высоковольтные провода.
         - Мы изобрели специальный отвод проводов, и плюс к этому автоматически снималась подача электроэнергии на подстанции, - рассказал главный конструктор. - Что же касается нагрузки на ось, то она не должна быть больше 25 тонн. А у нас ракета с пусковым контейнером весит свыше 100 тонн да плюс сам вагон, вот и получается около 200 тонн. Придумали разгрузить стартовый комплекс за счет других вагонов.
         Надо учитывать и тот факт, что в движении поезд подвержен сильной вибрации. Значит, надо не только остановить поезд, но и "выключить" рессоры - не ждать же, пока они успокоятся!
         Не забывайте и о том, что в поезде - офицеры и солдаты. Им нужны спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха... И запасы продовольствия, горючего, воды тоже необходимы! Так что комплекс сложнейший...
         - На первый взгляд могло показаться, что страна у нас большая и в ней полно "медвежьих углов", где ракетные комплексы могли надежно укрыться. У наших потенциальных противников ракеты становились все точнее, и они уже сравнительно легко могли "накрывать" шахты. Поэтому надо было принимать меры для обеспечения надежности превентивного удара. Конечно, "Першинги" были хорошими ракетами. Хотя некоторые специалисты несколько преувеличивали их возможности. Говорили даже о том, что они могут попасть точно в забитый в землю кол за тысячу километров.
         - Рекламное преувеличение, - считает Алексей Федорович. - Отклонение у ракеты все равно существует. Другое дело, что "Першинги" стали всерьез угрожать нашим ракетам шахтного базирования. Нам необходимо было найти достойный ответ. И мы его нашли.


         Ответом стала ракета "Скальпель". Он "укладывался" в рамки договора с американцами. Его сделали в двух вариантах: шахтном и для базирования на железной дороге. Трудно представить, сколько необходимо было выпустить "Першингов", чтобы уничтожить ракетный поезд.
         Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, здесь соотношение сил совсем иное... А потому такой боевой комплекс, конечно же, уникален. И все-таки главная идея развития боевых ракетных комплексов - это повышение возможности сдерживания, чтобы никто даже не думал, что может безнаказанно нажать кнопку! История свидетельствует, что не мы были инициаторами гонки вооружений. Мы все время вынуждены были догонять и делали это так, чтобы ни у кого не было иллюзий, что появилось преимущество. Эффект сдерживания постоянно определял состояние дел в нашей оборонной отрасли, и, пока мы сможем оставаться на должном уровне, никакой ядерной войне не бывать.
         Кое-что было реконструировано специально для наших поездов, в частности мосты. А польза общая, ведь по тем же участкам пошли тяжелые цистерны и уголь начали возить. Изобрели специальное устройство, которое позволяет поднимать завалившийся вагон. Его до сих пор используют на сети железных дорог.
         - Алексей Федорович, вы были на испытаниях ракетного поезда в Плесецке?


         - У нас сразу готовилось четыре комплекса. Если с одной машиной возникают проблемы, создается комиссия, которая выясняет причины аварии. Задача генерального конструктора заключается в том, чтобы убеждать заказчика, доказывать, что все необходимые испытания проведены. Нужно сдвинуть "вагон" с места, а дальше он уже сам пойдет... А в это время в Плесецке первый пуск с ракетного поезда, и естественно, едешь туда. На второй, третий пуск может поехать и заместитель по испытаниям, но, как правило, он там сидит почти постоянно...
         - У Королева был знаменитый заместитель по испытаниям - Вознесенский, а у нас - Грачев, рассказывает Алексей Федорович. - К его юбилею коллеги сделали небольшой фильм, в котором в шутливой форме рассказали такой эпизод. Прилетает Грачев однажды с полигона, где по обыкновению бывал месяцами, заходит в квартиру, видит ребятишек и говорит жене: смотри, мол, как быстро наши дети растут... А она в ответ: "Ты с ума сошел, это не дочки твои, а внучки!.."
         Виктор Васильевич Грачев - обаятельный человек, очень мягкий и испытатель от Бога. А ведь у них, у испытателей, свой мир - особые отношения, собственные оценки людей и событий. Они долгие месяцы жили и работали в узком кругу. Недосмотр одного из них мог привести к аварии или даже трагедии, а потому испытатели всегда были на особом положении в нашей отрасли... Как и любой генеральный, я приезжал на полигон за несколько дней до пуска, а Грачев уезжал с завода вместе с машиной... А она не одна, идет сразу несколько изделий, вот он и сидит на Байконуре месяцами. Это труд ответственный и необычайно тяжелый. На самые трудные пуски ездил Грачев. Ему верили не только как специалисту. Ему улыбалась удача.
         Случались и аварии. Одна ракета легла рядом с шахтой. И произошло это из-за нелепой ошибки - перепутали контакты при подготовке к пуску. Взрыв, гигантский огненный шар, а потом котлован образовался... Грачев вылетел со своей командой на место аварии, а в Харькове имитировали ситуацию на стенде. Быстро прошли всю цепочку изготовления ее на заводе... Потом проверили на стенде. Причина - не в рулевой машинке. Кузнецов Виктор Иванович, гироскопист, один из шести членов Совета главных конструкторов, не согласился с доводами: не может быть такого! Вдруг звонок с полигона, Грачев докладывает, что нашли все четыре машинки. А когда его посылали, то было сказано, что если будет найдена хотя бы одна машинка, то премия обеспечена... Вот он и сообщает радостно, что нашли все! Случай поистине удивительный - после такого пожарища найти рулевые машинки!.. Исследования на заводе подтвердили, что контакты перепутаны....А чаще всего приходилось выискивать причины аварий с невероятными трудностями, как киллера.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100