«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 10% |
Рыбакова я очень хорошо знал, в своё время мы с ним жили в одном подъезде, в доме, где гостиница "Украина"... Менялись люди, очень менялись (задумчиво)... Какой Рыбаков писатель? Сталинскую премию он получил за роман "Водители", который сегодня никто не знает. А "Дети Арбата" были написаны Рыбаковым ещё во времена Хрущёва. Я их прочёл года за два до того, как роман вышел. О нём можно говорить всякое, но то, что там много вранья, - это факт. Просто вранья! Я взял "Детей Арбата" и сходил с ними к Александру Яковлеву, он уже был заведующим отделом ЦК. У нас, кстати, с Яковлевым были ещё до его отъезда в Канаду более-менее нормальные отношения. А тогда мы с ним посидели, я рассказал об этой книге - Яковлев о ней ещё ничего не слышал, сказал: "А стоит ли сейчас такого рода книгу публиковать?" И оставил рукопись. И тут же дал команду издать её тиражом в полтора миллиона экземпляров.
Бывал я, конечно, и в Театре на Таганке, у нас с Любимовым были хорошие отношения, но были и проблемы. Я хорошо помню его отъезд на Запад и возвращение оттуда. Ко мне стали обращаться с просьбой помочь ему вернуться в СССР - все инстанции были не против, требовалось лишь моё согласие. Я сказал тогда Губенко: "Пожалуйста, пусть возвращается, но имей в виду, что, когда Любимов вернётся, ты первым из театра вылетишь". Так и произошло, хотя никто тогда мне не поверил. Кстати, мы с Любимовым не рвали отношений, а советского гражданства его лишили не потому, что он выехал на Запад, а потому, что, выехав туда, он подписал документ против СССР. "Интернационал сопротивления" - так он, кажется, назывался. До этого Любимова никто не трогал. Этот документ подписывал и Зиновьев.
Солженицын своеобразный человек, конечно. Когда он только-только появился со своим "Одним днём", его очень сильно поддерживал Хрущёв, боровшийся в то время с культом Сталина. Вот говорят: Солженицын воевал! Хорошо же он воевал - я не знаю ни одного человека на войне, быть может, за исключением самого высокого командования, к которому бы приехала жена и жила с ним на фронте. Не знаю, почему это было позволено Солженицыну, видимо, была у него какая-то особая работа. Или взять его антисоветские письма, из-за которых его посадили. Возникает вопрос: если он прекрасно понимал, что почту читают, зачем он писал эти письма? Мне один мой товарищ сказал, что Солженицын писал эти письма специально, чтобы его арестовали, потому что на фронте труднее, чем в лагере. Тем более, что большую часть в заключении он жил - слава Богу! А какой Солженицын писатель? Ну, "Один день Ивана Денисовича" - это ладно, "Матрёнин двор" - ничего, а дальше что? "Архипелаг" - это документальный сборник. "Красное колесо" - читать невозможно. КГБ настаивало на отъезде Солженицына, хотя были разные мнения на этот счёт.
- Кстати, бытует мнение, что, высылая неугодных государству людей за границу, КГБ больше вредил себе: мол, там диссиденты начинали бесконтрольную критику Советской власти в полный голос, в то время как здесь делать это активно всё же остерегались.
- Нет, Солженицын, к примеру, там вреден не был. После отъезда, может быть, первые полгода он был в центре внимания Запада, а потом его не стало. Никто его больше там не слушал и не слышал. А вот если бы Солженицына арестовали - а было за что, - то мы бы с ним имели больше издержек. А так он уехал, через полгода его перекрыли, и он в той мере, в которой был интересен в СССР, никому на Западе уже интересен не был. И Нобелевскую премию Солженицыну дали, чтобы его раскрутить. Единственный из отечественных писателей, кто получил Нобелевскую премию действительно за литературный талант - это Шолохов. Бродский получил за эмиграцию, Пастернак в связи со всей этой историей... Вот как они дают эти премии. И сегодня, кстати, тоже.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||