«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 74% |
На мой взгляд, было не совсем правильно, когда раньше в церковь зачастую приходили люди, которые лишь хотели отделить себя тем самым от общества. Так, поколение ищущей молодёжи начала - середины восьмидесятых активно приходило в храмы. Среди этих молодых людей было много "продвинутой" московской интеллигенции, но были и совершенно простые юноши и девушки - студенты, приехавшие из разных городов и весей, и даже старшеклассники. Интерес к вере был очень горячий, подчас окрашенный радикализмом - консервативным или либеральным. Многих привлекало то, что Церковь тогда была - наряду с некоторыми театрами, выставочными залами, философскими и литературными кружками - одним из мест, где собирались полудиссиденты, люди, принципиально не принимавшие советскую действительность. Кому-то, возможно, просто нравилось вращаться в "нестандартном" по тем временам социуме. И не случайно, что, когда отделённость посредством Церкви от советской власти перестала для этих людей быть актуальной, они либо пошли дальше в своих религиозных исканиях или вернулись к атеизму.
- Правда ли, отец Всеволод, что в 15-летнем возрасте Вы отказались учить химию в советской школе?
- Правда. Но удовлетворительную оценку мне всё-таки поставили, поскольку учителя не хотели портить отчётность в школе. Сознательно, начиная с 8-го класса школы, я минимизировал или полностью отказался от изучения тех предметов, которые мне точно не были бы нужны в будущем. Один из изъянов советской школьной системы заключался, на мой взгляд, как раз в том, что детей пичкали фактически университетским курсом наук, которые вряд ли когда-нибудь большинству из них могли пригодиться в жизни. Это было вызвано тем, что советская школа, по существу, готовила специалистов для "оборонки". А поскольку потребность в таких специалистах была гораздо меньше, чем общая масса выпускников школ, то многие дети на эти предметы просто зря потратили время.
- Вы - член Российского организационного комитета "Победа". Как относитесь к Иосифу Виссарионовичу?
- Для меня важны даже не те послабления в положении Церкви, которые он сделал... Очевидно, что Сталин был человек противоречивый. Я не думаю, что его можно считать абсолютным злом или абсолютным добром, как у нас сейчас это делают. Это был умный политик, человек, умевший прекрасно рассчитать свои политические действия. Он был образованным человеком, в том числе понимавшим общественное значение религии. За некоторые его действия как государственного деятеля Сталина можно уважать.
Сталин обрёк на смерть многих из тех, кто угрожал существованию советского государства, но он повинен и в смерти большого количества невинных людей. Нет оснований считать, что он когда-либо каялся в этом. Нет оснований считать, что Сталин когда-либо вернулся к христианской вере. Легенды о том, что он был тайно верующим человеком, не находят никакого подтверждения. То есть речь идёт о человеке, который вряд ли вошёл в Царствие небесное.
- Именно при Сталине, однако, появился Кодекс строителя коммунизма, у которого так много общего с Евангелием...
- Из десяти заповедей Евангелия четыре, как вы знаете, имеют отношение к отношениям - извиняюсь за тавтологию - человека и Бога. Кодекс строителя коммунизма выбросил из них главное - эти отношения.
Москва, март 2010 г.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||