«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 99%


         Комбинированная двигательная установка будет состоять из турбореактивного воздушно-реактивного двигателя (ВРД), работающего до скоростей полета М3, прямоточного ВРД (до М6) и гиперзвукового прямоточного ВРД (до М25). Жидкостной ракетный двигатель, возможно, будет использоваться на конечном участке выведения, маневрирования на орбите и торможения для схода с нее. Главное достоинство ВРД - малый расход топлива и отсутствие вращающихся деталей. Однако создание такой многорежимной двигательной установки является очень сложной инженерной задачей. Полагают, что полет Х-30 от Вашингтона до Токио займет менее 2 ч.
         Свои проекты одноступенчатых многоразовых ВКС представили и другие корпорации США.
         Проект, схожий с разработкой ТКС фирмы "Боинг", разработан в Великобритании. "Хотол" - так назвали будущий многоразовый трансатмосферный самолет его проектировщики. По расчетам взлет самолета будет осуществляться горизонтально с разгонной тележки, а посадка - на аэродром по-самолетному. (С появлением сверхмощных авиационных носителей разгонная тележка может и не понадобиться. Так, уже заключена договоренность об использовании нашего самолета "Мрия" для доставки "Хотола" на 10-километровые высоты, откуда он, разделившись с самолетом-носителем, и будет стартовать в космос). По габаритным размерам он будет близок к сверхзвуковому пассажирскому самолету "Конкорд".
         Предполагается, что длина английского ВКС составит 76 м, размах крыльев - 20 м, диаметр фюзеляжа - 5,7 м. При стартовой массе около 200 т масса ВКС на орбите составит 43 т, а полезный груз - 7-11 т (в зависимости от высоты орбиты). Посадочная масса ВКС равна 34 т. Штатная продолжительность одного полета составит 12 ч. Рассчитано, что перелет из Лондона в Сидней займет 45 мин при цене билета 50 тысяч долларов. Летные испытания ВКС "Хотол" планировалось начать в 1998 г.
         Германия также разработала свой вариант ВКС "Зенгер" горизонтального взлета и посадки. Транспортная космическая система построена по двухступенчатой схеме. Первая ступень (стартовая масса свыше 300 т) - это крылатый пилотируемый самолет-разгонщик с шестью ракетно-турбинными двигателями (кстати, при использовании его в качестве транспортного средства он сможет перевозить небольшое число пассажиров на расстояние до 16 тыс. км со скоростью 5000 км/ч). Вторая - также крылатая пилотируемая ступень "Хорус" (стартовая масса 90 т) способна выводить на низкую околоземную орбиту четырех космонавтов и около 4 т полезного груза. В качестве второй ступени может запускаться и непилотируемый отсек "Каргус", выводящий 14 т груза на низкие и 2,5 т - на стационарную орбиты.
         Предполагалось начать летные испытания ВКС "Зенгер", разрабатываемого концерном "Мессершмитт-Бельков-Блом", в 1998 г., а свой первый полет в космос он должен совершить в 2006 г. По расчетам специалистов концерна ВКС "Зенгер" будет иметь значительные преимущества перед французским "Гермесом": если последний будет запускаться лишь дважды в год, то "Зенгер" - шесть раз, причем каждый его запуск будет дешевле запуска "Гермеса" в 5-10 раз.
         Специалисты Японии также собираются создать свой орбитальный самолет многоразового использования "Хоуп". Совершенная автоматика позволит самолету выполнять полеты в непилотируемом режиме. ВКС стартовой массой 10 т предназначен для автоматической стыковки с будущей американской орбитальной станцией "Альфа", один из модулей которой будет японским. Курсируя между этой станцией и Землей, он будет доставлять на орбиту необходимые полуфабрикаты (1,7 т), а созданную на станции продукцию (1,2 т) - обратно на Землю. Полагают, что ракета-носитель Н-2 с полигона Танегасимы впервые выведет "Хоуп" в космос не позднее 1996 г. Однако "Хоуп" до сих пор не взлетел.
         Существуют и советские проекты воздушно-космического самолета. Так, один из руководителей работ по созданию МТКК "Буран" Г.Е. Лозино-Лозинский предложил на рассмотрение многоразовую систему, первой ступенью которой будет самолет-носитель "Мрия". Он-то и доставит на себе поближе к космосу вторую ступень - орбитальный самолет с подвесным баком (последний будет являться единственным одноразовым компонентом всей транспортной системы). По расчетам орбитальный самолет сможет выводить на низкие околоземные орбиты до 7 т груза в пилотируемом варианте и до 8 т - в беспилотном.
         Тупик??? В мае 1973 г. на околоземную орбиту с помощью РН "Сатурн-5" была выведена американская космическая станция "Скайлэб". Двигатели РH работали до высот 300-400 км, где располагается максимум ионизации ионосферы Земли. Было зарегистрировано, что после запуска станции концентрация электронов в ионосфере уменьшилась на 50% на площади 1 млн км2. Возмущение ионосферы наблюдалось в течение 3 ч после пуска ракеты-носителя. Так в лексиконе ученых появилось новое понятие "Скайлэб-эффект". Уточненные данные позволили установить, что "Сатурн-5" "высверлила" в земной ионосфере "окно" диаметром 1800 км, которое затянулось лишь через 1,5 ч. Впоследствии ученые подсчитали, что запуск в течение короткого времени 125 ракет такого класса может привести к уничтожению всего озонного слоя Земли, и жизнь на планете прекратится. Дело в том, что тонкий озонный слой предохраняет все живое и растущее на поверхности Земли от губительного воздействия ультрафиолетовых и космических лучей.
         В этом плане мало отличаются от приведенного примера и полеты МТКК "Спейс Шаттл".
         У поверхности Земли при старте скапливается большое количество продуктов сгорания, что может привести (и приводит) к выпадению кислотных дождей, изменению погодных условий в районе космодрома и нарушению радиосвязи в радиусе нескольких сот километров (зарегистрировано после запуска РН "Сатурн-5"). Но это быстро проходит. Гораздо хуже обстоит дело на высотах 13-50 км, где в связи со стабильным состоянием атмосферы ее интенсивное загрязнение носит более долговременный характер. Но именно на этих высотах и расположен постоянно "гуляющий" по высоте озонный слой Земли. (Можно ли называть слой "слоем", если его толщина в среднем равна 2,5-3 мм? Хрупкая озонная оболочка в экваториальных областях составляет около 2 мм, а в высоких широтах - до 4 мм). Поэтому существуют верхние пределы частотности запусков, обусловленные необходимостью сохранения целости озонного и других слоев покрова Земли. По подсчетам американских специалистов, при частоте полетов МТКК более 85 в год разрушение озонного слоя Земли станет необратимым процессом. (Старт одного "Шаттла" приводит к уничтожению 10 млн т озона). Некоторые наши специалисты утверждают: чтобы "покончить с земными делами", достаточно около 300 запусков "Шаттла" и озоновый слой будет уничтожен полностью.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100