«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 98% |
Во Франции фирмы "Аэроспасияль" и "Дассо-Бреге" при участии около 100 французских, немецких и итальянских фирм разрабатывают многоразовый орбитальный самолет "Гермес". Его намечается выводить в космос ракетой-носителем "Ариан-5" с последующей посадкой на аэродром по-самолетному. По расчетам орбитальный самолет массой 20 т обеспечит доставку на низкие околоземные орбиты шести космонавтов и 3 т груза. Летные испытания этой ТКС намечены на 1997-1998 гг. Считают, что система "Гермес" позволит отработать принципы будущего воздушно-космического самолета.
Третьим направлением в разработке транспортных систем является создание полностью многоразового одноступенчатого ВКС, способного неоднократно в период полета входить в атмосферу и вновь выходить в космос и затем совершать посадку на аэродром по-самолетному.
После победы над гитлеровской Германией офицеры американской разведки, исследовавшие трофейную документацию, обнаружили проект "антиподного бомбардировщика". Он был разработан в течение 1933-1942 гг. ученым-ракетчиком Э. Зенгером и математиком И. Бредтом. Аппарат представлял собой ракетный бомбардировщик, который после старта и выхода в космос мог несколько раз погружаться в атмосферу и рикошетировать от нее, постепенно снижаясь. Тщательное математическое исследование этого проекта в какой-то степени убедило американцев в возможности создания аппарата такого типа.
Начало работы по созданию такого самолета было положено в 1981 г., когда Пентагон выдал 15 ведущим аэрокосмическим фирмам контракты на исследование концепции "трансатмосферного самолета". В тактико-техническом задании указывалось, что самолет должен иметь скорость полета на низких орбитах порядка 5-9 км/с, а в верхних слоях атмосферы - около 5000 км/ч. Его практический потолок должен составлять 165 км. Самолет должен иметь глобальную дальность полета без дозаправок в воздухе и достигать любой точки Земли через 1,5 ч после взлета.
В результате конкурса был одобрен проект корпорации "Локхид". Создание самолета планировалось к концу 1990 гг. На базе этого самолета предполагалось создать стратегический бомбардировщик и самолет-разведчик.
Ключи от космоса - ключи от Земли! Это не громкая фраза, а реальная программа действий. Об этом убедительно свидетельствует финансирование программы НАСА:
- многоразовая транспортная космическая система "Спейс Шаттл", включая улучшение ее характеристик, разработку образцов и эксплуатацию - 55 млрд долларов;
- пилотируемая орбитальная станция "Фридом"("Альфа") - 30 млрд долларов;
- воздушно-космический самолет - 10 млрд долларов;
- сверхтяжелая ракета-носитель грузоподъемностью 45-70 т - 8 млрд долларов.
Затраты на эти четыре проекта составляют в общей сложности 60-70 % от всех прогнозируемых расходов НАСА на 1991-2000 гг.
Через некоторое время в зарубежной прессе появились сообщения о проработке проекта многоразового ВКС "Стар Рейкер". Этот воздушно-космический самолет со стартовой массой 1950-2270 т должен взлетать и садиться на аэродромы с длиной полосы 2440-4270 м, иметь скорость при отрыве от взлетно-посадочной полосы 416 км/ч, а при посадке 213 км/ч. Рассчитывали, что этот аппарат сможет доставлять на орбиту около 90 т груза. Схема ВКС "Стар Рейкер" - "летающее крыло" - говорит сама за себя.
В 1986 г. (через неделю после катастрофы "Челленджера") президент США Р. Рейган выступил в конгрессе и объявил о разработке в стране новой Национальной программы - NASP (НАСП - аббревиатура от английского "национальный аэрокосмический самолет"). В рамках этой программы должен быть создан трансатмосферный самолет гражданского назначения, получивший звучное название "Восточный экспресс". Предполагается, что ВКС будет способен доставлять на низкую околоземную орбиту 9 т груза при стоимости 1000 долларов за 1 кг. По оценкам специалистов для реализации программы НАСП потребуется 17 миллиардов долларов. В настоящее время финансирование проекта осуществляется совместно министерством обороны, НАСА и частными фирмами.
Крупнейшие фирмы Америки "Боинг", "Локхид", "Макдоннел-Дуглас", "Мартин-Мариетта", "Рокуэлл" и многие другие на конкурсной основе приступили к разработке проекта космического самолета будущего. На первом этапе непосредственно разрабатывается проект ВКС, на втором проектируются, изготавливаются и испытываются на земле двигатель, планер и другие элементы и узлы самолета, на третьем - изготавливается экспериментальный образец космического самолета (в уменьшенном варианте) под кодовым названием Х-30 и начинаются его летные испытания.
Первоначально было решено построить три опытных образца ВКС Х-3О и начать их летные испытания в 1994-1995 гг. Однако в связи с частичными сокращениями ассигнований НАСА предполагает отложить постройку двух экземпляров на 4-5 лет. В этом случае летные испытания космического самолета начнутся приблизительно в 2000 г.
Только после этого будет создан гиперзвуковой пассажирский авиалайнер (рис. 3.89).
Из зарубежных сообщений известно, что по габаритам двухместный пилотируемый BKС Х-30 примерно соответствует пассажирскому самолету "Боинг-727" (последний по габаритам несколько больше нашего "Ту-134"). Масса выводимого на орбиту груза неизвестна, но предполагают, что она составит 5-10% от стартовой массы BKС (масса "сухого" Х-30 приблизительно равна массе истребителя F-15, т.е. от 12,2 до 14,3 т).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||