«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 50%


         Комплекс АОА, установленный на этом самолете, используя ИК-датчики и лазерные дальномеры, способен обнаруживать цели на дальности около 1600 км. В 1990 г. утверждена программа летающего стенда AST для испытаний систем обнаружения, представляющая собой пересмотренную программу самолетного оптического комплекса AOA.

Рис. 3.13


         Программой АОА предусматривается не только обнаружение и сопровождение целей, но и наведение антиракет наземного базирования (или другого вида оружия) на них (рис. 3.13). Считается, что эта программа послужит основой для дальнейшей "эволюционной" разработки боевых самолетных оптических комплексов военного применения (о чем будет рассказано далее).
         Всего системой АОА планируется оборудовать около 20 самолетов. На верхней палубе самолета будут размещены ИК-датчики, на основной - системы обработки данных, полученных датчиками, и пульты управления, на нижней системы криогенного охлаждения датчиков и вспомогательное оборудование.

Рис. 3.14


         В августе 1988 г. был создан (в качестве базовой испытательной установки для программы СОИ) инфракрасный датчик АОА (рис. 3.14). Именно его собираются использовать в качестве основного в аппаратуре, разрабатываемой по проектам SSTS и GSTS. Слово, "датчик", конечно, обобщенное понятие. В действительности это сложное устройство (по некоторым данным, массой 5,5 т) способно обрабатывать в 20 раз больше информации, чем современная система дальнего радиолокационного предупреждения и управления АВАКС. Из доклада конгрессу следует, что система АОА может "вести" тысячи целей на среднем и конечном участках траектории полета боеголовок. Причем, для повышения эффективности самолеты должны патрулировать на расстоянии нескольких сот километров от северной границы потенциального противника (известно, что кратчайшее расстояние между СССР и США проходит через Северный полюс).
         Проблемы создания долговечных бериллиевых зеркал, их полировки и охлаждения, проблемы защиты кремниевых светочувствительных элементов датчиков и БЦВМ от радиации - все это нами уже рассмотрено и в пояснениях не нуждается. Эти проблемы постоянно находятся в поле зрения разработчиков. Так, в течение 1988 финансового года ООСОИ затратила примерно 400 тысяч долларов на реконструкцию источников питания системы АОА и установки по производству жидкого азота.
         В конце 1989 финансового года начались летные испытания самолета с системой АОА, а в 1990 г. самолет перекочевал на тихоокеанский полигон Кваджелейн (рис.3.15а).

Рис. 3.15а


         Межконтинентальные баллистические ракеты, запускаемые с полигона Ванденберг в район атолла Кваджелейн, будут наблюдаться этими датчиками практически на всей траектории полета. Это окончательно позволит узнать слабые места системы АОА для последующей ее доработки. Однако уже сегодня испытываются длинноволновые ИК-датчики "Queen Match", фиксирующие радиометрическую информацию для последующей селекции боеголовок на баллистическом участке траектории. В рамках программы "Оптическая измерительная система воздушного базирования" (ОАМР) они используются для этих же целей в конце заатмосферного участка полета (рис. 3.15б).

Рис. 3.15б


         Все было бы прекрасно, и технические затруднения в создании системы обнаружения можно было бы в конце концов преодолеть, если бы не одно "но"... К сожалению для одной стороны и к радости для другой, появились новые эффективные средства противодействия инфракрасным и радиолокационным средствам обнаружения и распознавания целей в космосе. Это - распыление вокруг боеголовок облака аэрозоли, которое само является источником ИК-излучения. На его фоне можно обеспечить маскировку собственного ИК-излучения боеголовок.
         Наибольший защитный эффект может дать облако аэрозолей из "паров" легких металлов (лития, натрия). Сформированное специальным магнитогравитационным устройством, оно по временной программе инжектируется из вращающейся ступени разведения и начинает расширяться вокруг нее, образуя непроницаемую для лазерного, радиолокационного и инфракрасного наблюдения завесу. (Проведенные в космосе эксперименты показали, что подбором соотношения компонентов "паров" металлов (и других материалов) этих завес достигается их автоматический заряд от солнечных лучей. Такие разнопотенциально заряженные завесы сводят информативность указанных средств распознавания практически к нулю). Таким образом, боеголовки на всем баллистическом участке траектории летят как бы в искусственной трубе (правда, вследствие маневров траектории их полета больше похожи на немыслимо искривленный коленчатый вал 30-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания). Длина такой трубы составляет сотни, а диаметр - десятки километров.
         Естественно, что к концу полета искусственная завеса расширяется и "рвется". Поэтому время от времени в ней образуются окна, но и они "гулящие", так что "рассмотреть" через них в краткий миг объект не представляется возможным. Лишь в конце баллистического участка траектории полета на высоте примерно 80 км завеса начинает тормозиться в атмосфере и из нее, как из "рога изобилия", непредсказуемо начинают "вываливаться" боеголовки. Бороться с ними уже невозможно - исчерпан (а исходных данных о траектории полета боеголовок, собственно, и не было) лимит времени на распознавание целей и наведение на них ударных средств. Да, поневоле поверишь в Бога там, высоко над нами, который "способствует" развитию космических средств защиты значительно активнее, чем средств нападения.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100