«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%

Первенец ПРО


         Реальным началом разработки средств ПРО обычно считают 1956 г., когда руководство Пентагона заключило с фирмой "Белл телефон" контракт на исследование возможностей создания оборонительной системы против межконтинентальных баллистических ракет.
         Штрих к системе ПРО. Вспомните, кто был главным конструктором фирмы "Белл"? Правильно, Вальтер Дорнбергер! Но это не все. Для ускорения работ по созданию противоракет для армии (а именно она несла ответственность за противовоздушную оборону войск и отдельных объектов на территории страны) в ноябре 1957 г. была создана специальная организация "Редстоун Антимиссайл Миссайл Системз офис" (отдел координации разработки противоракетных комплексов). Она взяла на себя координацию работ военных ведомств и промышленных корпораций по созданию ракет для ПРО. И где же, вы думаете, располагалась штаб-квартира этой организации? Правильно! В Хантсвилле, небольшом городке штата Алабама, неофициальным хозяином которого был доктор Вернер фон Браун.
         В рамках этой программы в 1957 г. началась разработка противоракетной системы "Найк-Зевс". В ее основе была заложена так называемая дуэльная схема уничтожения головных частей МБР перед входом их в плотные слои атмосферы над Америкой (противоракета должна стартовать навстречу цели для перехвата ее "в лоб"). Система ПРО "Найк-Зевс" предназначалась для защиты только отдельных объектов на территории страны.
         Известно, что полет головной части в космическом пространстве происходит со скоростью более 25.000 км/ч. Понятно, что времени для обеспечения встречи такого "гостинца" отпущено очень мало. Желательно обнаружить головную часть как можно дальше от собственной территории, чтобы рассчитать траекторию ее полета, а затем подготовить и запустить в нужный момент противоракету. Поэтому работы по созданию системы ПРО разделились на две части: разработка комплексов противоракеты "Найк-Зевс" и строительство радиолокационной системы раннего предупреждения BMEWS ("Бимьюз").

Рис. 2.2. Ракета "Найк-Зевс" - третье поколение ракеты "Найк"


         Зенитная управляемая ракета (ЗУР) "Найк-Аякс", принятая на вооружение в 1953 г., могла с вероятностью 80% поражать цель, летящую со скоростью 420 м/с на высоте до 12 км и маневрирующую с трехкратной перегрузкой. Но уже в 1955 г. стало ясно, что возможность этой системы во многом ограничивается характеристиками ракеты. В связи с этим были начаты разработки новой ЗУР "Найк-Геркулес", причем одним из требований министерства обороны США было следующее - возможность использовать те же хранилища, помещения для готовых ракет, оборудование для технического обслуживания, что и для системы "Найк-Аякс".
         Все-таки "скупой" народ американцы! Нет у них нашего российского размаха - пытаются выгадать даже не то чтобы на системах - на одинаковых болтах. Мы не такие! Создали, например, два типа прекрасных, не уступающих на мировом военном рынке (а по ряду параметров и превосходящих аналогичные самолеты США) многоцелевых истребителей МиГ-29 и Су-27. Но мелочиться не стали - зачем применять серийно выпускаемые устройства и приспособления, если отпущены деньги для разработки аналогичных, но "своих" систем. Вот почему снова выпустить в полет случайно приземлившийся на аэродром "чужой" истребитель просто невозможно без комплекта переходников. Ведь штуцеры системы заправки самолетов сжатым воздухом, а также соединители аэродромных систем электропитания у марок этих истребителей совершенно различные, да что штуцеры и соединители - приставные лестницы (стремянки) для подъема пилота в кабину и те разные. Поэтому спуститься или подняться в кабину Су-27 со стремянки для обслуживания истребителя МиГ-29 невозможно - слишком коротка! Куда смотрели (в меру их инженерной компетенции) контрольные органы Совета министров СССР и Министерства обороны при утверждении серийного производства этих истребителей, - непонятно. Чтобы читатель не питал иллюзий, хочу напомнить, что такое же положение и в бомбардировочной авиации. Не лучше обстоит дело и с дозаправкой самолетов в воздухе - "свои" могут передать топливо только "своим". Проблема заправки актуальна и для кораблей ВМФ - и тут не унифицированы размеры фланцев шлангов у различных типов судов. Эта же "болезнь" типична и для конструкторских бюро Сухопутных войск: практически ни один из типов выпускаемых нашей "оборонкой" танков не имеет взаимозаменяемых траков - этой легко уязвимой в бою "обувью" боевых машин. Да, "здоровая социалистическая конкуренция" на уровне "мышления" ведомственных интересов отдельных конструкторских бюро способна разорить любую экономику!
         Однако, в отличие от последней, новая ракета уже снаряжалась ядерной боевой частью и могла применяться для стрельбы по наземным целям. Для этого координаты цели примерно за 5 мин вводились в вычислительное устройство, затем ракета запускалась и наводилась по лучу радиолокационной станции в точку над целью. В нужный момент станция выдавала команду на пикирование ракеты.
         Система "Найк-Геркулес" была принята на вооружение в июне 1958 г. и в последующем непрерывно совершенствовалась. Наивысшая эффективность, достигнутая этой усовершенствованной системой, была продемонстрирована 3 июня 1960 г., когда ракета "Найк-Геркулес" поразила в полете баллистическую управляемую ракету "Капрал", а также в августе 1962 г., когда ЗУР "Найк-Геркулес" перехватила другую такую же ракету, используемую в качестве мишени. В последнем случае перехват был осуществлен на дальности 51 км и высоте 18 км при скорости сближения ракет, превышающей 7М (М - скорость распространения звука у земной поверхности, равная, примерно, 330 м/с). Однако по своим техническим возможностям и эта усовершенствованная ракета не годилась для уничтожения головных частей МБР - скорость полета и высота применения были явно недостаточными, что ограничивало время перехвата на конечном участке траектории падения головной части в некоторых случаях до сотых долей секунды. Кроме того, ядерная боеголовка противника должна быть уничтожена на достаточно большой высоте, чтобы не нанести ущерба объектам, расположенным под местом перехвата (учитывалось также, что при подрыве ядерной боеголовки ЗУР "Найк-Геркулес" мог сработать термоядерный боезаряд атакующей головной части МБР противника). Расчеты показывали, что при названных условиях термоядерная "головка" МБР противника должна быть перехвачена на высоте более 160 км над поверхностью Земли.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100