«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%


         Но еще большее значение к настоящему дню приобрели другие "войны" (оставим пока вокруг них кавычки). Они уже отмечены дотошными исследователями, но пока они ещё не получили своего окончательного наименования, а носят только некие довольно условные. Разные авторы называют их по-разному, не стремясь сильно-то утвердить какое-то одно, уточняя прежнее широкое понятие "холодной": "война без войны" [3.02. С.3]; неортодоксальная [3.03. С.100]; политическая [3.04. С.46]; необъявленная [3.05; 3.06. С.10]; разведывательная [3.07. С.268]. Специалисты из Гудзоновского Института Г. Кана пользовались термином "нестандартные" войны. Даже ортодоксальные коммунисты, которые воспринимают происходящее только через труды К. Маркса и В.И. Ленина, и где о перестройке ни слова, признают некую новизну. Р.И. Косолапов констатирует: "Это тоже была борьба, для которой социологи и политологи еще не придумали определения" [3.08. С.72].
         На обычных войнах много стреляют и много убивают. Здесь тоже бывает, что стреляют - никто не спорит, но делается это редко и только в виде исключения.
         Главное здесь - достичь тех же целей, что и в обычной войне, но практически без единого выстрела - чтобы явными действиями не вспугнуть врага. Эти "войны" (далее мы кавычки снимаем и больше не применяем) не что иное, как конфликты уровня обычной войны: "Некоторые специалисты полагают даже, что мир вступает в период войн нового поколения, направленных не столько на непосредственное уничтожение противника, сколько на подрыв его военной мощи изнутри, достижение целей путем политического и экономического давления" [3.09. С.121; 3.10. С.3].
         Для кого-то эта тема не новость, хотя бы потому, что об этом же писал еще китайский полководец Сунь Цзы: "Обычно правило ведения войны таково: важнее сохранить государство противника в целостности, чем разгромить его. (...) Поэтому сто раз вести бой и сто раз одержать победу не является лучшим из лучшего. Лучшее из лучшего заключается в том, чтобы покорить войско противника без боя. (...) Кто искусно ведет войну, тот покоряет чужие войска без сражения, захватывает чужие крепости без осады, сокрушает чужие государства без длительной кампании. Непременно сохранив все в целости, борется за господство в Поднебесной. Поэтому, не прибегая к войне, можно иметь выгоду. Это и есть правило стратегического нападения" [3.11. С.41-42].
         Как эти войны соотносятся с обычными, учитывая, что слова, приведенные нами, принадлежат человеку, жившему в VI-V в. до н.э.? Можно признать, что они во многом параллельны, потому, что они могут вестись одновременно с основной - нисколько ей не противореча, а наоборот, ускоряя достижение целей.
         В древности перед битвой воины диких племен исполняли боевые танцы, заражая друг друга агрессивной энергией, лица и тела "украшались" боевой раскраской (что также исполняло роль своеобразного "мундира" на поле боя и помогая древним полководцам идентифицировать по принципу "свой - чужой"), а непосредственно перед битвой наводили ужас на противника своими леденящими душу криками, стуком дубины (потом меча) о щит, и т.д.; противник, естественно, поступал так же. Лагеря укреплялись не только частоколами и рвами, заполненными водой, но и черепами поверженных врагов, рядом с которыми всегда оставлялись пустые места - как бы говоря атакующим, что эти места вакантны. Всё это влияло на психическое состояние противника. Надо сказать, что это не было чьим-то отдельным изобретением, а было присуще всему дикому обществу.
         Развитие военно-морского дела перенесло с собой такие действия на море - до конца существования парусного флота сохранилась практика наименования судов именами святых покровителей и золотые (!) украшения на верхней палубе, что составляло до 1/5 стоимости всего корабля. Эти "украшения" должны были, по замыслу кораблестроителей, повергать противника в трепет и, наоборот, укреплять дух своих моряков...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100