«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 67%


         Перед лицом этих обстоятельств М.С. Горбачев, чтобы сохранить и укрепить свою власть, должен был найти путь к тому, чтобы обескровить партию, отделив ее прежде всего от механизма государственной власти.
         Сама эта задача чрезвычайно сложная по исполнению и политически рискованная по сути, предполагала предварительное осуществление трех ключевых условий. Во-первых, нужно было создать политическую силу, альтернативную КПСС и способную защитить М.С. Горбачева как лидера перестройки от любых попыток со стороны партии ограничить его разрушительную активность. Такие силы могли сформироваться лишь на волне народного недовольства, поднятой и направленной прессой против партии. При этом Генеральному секретарю отводилась роль главного вдохновителя и гаранта политики гласности.
         Во-вторых, необходимо было вывести М.С. Горбачева как главу государства из-под контроля партии, исключив тем самым возможность его освобождения от высшей должности решением Пленума ЦК или даже съезда КПСС. Одновременно следовало сохранить за радикально-демократическим Генсеком контроль над партией, чтобы не допустить появления в стране наряду с независимым от КПСС лидером государства еще и независимого от государства нового лидера КПСС.
         В-третьих, предстояло обеспечить контроль со стороны прорабов перестройки над созданным ими же самими оппозиционными силами, альтернативными КПСС..." [17. С. 137-138].
         Сроки самих выборов и предвыборных мероприятий были согласованы осенью 1988 г. И были они проведены так, что их итогом, например, в Литве стало получение депутатами от "Саюдиса" 29 мандатов из 33-х. КПСС проиграло вдрызг.
         Съезд и Верховный Совет уверенно шли от заседания к заседанию, командуя всеми, формируя Совет министров - да еще и на публике и им казалось, что они набирают силу, на самом же деле, они давно рыли себе яму. И себе, и другим... Со стороны было особенно заметно, что весь этот принцип разделения властей (сама идея почерпнута у К. Поппера) на самом-то деле давно разоблачен как "разделяй и властвуй". Нами уже давалась трактовка этому как межведомственной войны на самом высоком уровне. Впоследствии такой активный участник процесса подрыва страны, как премьер-министр Н.И. Рыжков, мог дать самые точные оценки: "При всех различиях в функциях законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти их практическая деятельность так тесно переплетена, что ослабление одной из них, неизбежно влечет за собой рано или поздно ослабление двух других. Этой закономерности ни Съезд, ни Верховный Совет, ни их руководство так и не поняли" [28. С.20].
         Верховный Совет, куда только что набрали прошедших через горнило выборов весьма активных людей с улицы, использовали как живой таран против руководящей партии. Как манипулировали и Съездом, и парламентом - это тема отдельного разговора, но страсти в залах заседаний кипели нешуточные. И отсюда вопрос: а насколько вообще они составляли хоть какой-то самостоятельный политический центр? Как бы они ни старались, вместо грамотного решения появлялись какие-то размытые формы. Пример - в июне 1991 г., когда уже земля должна была гореть под ногами у депутатов, после выступления в Верховном Совете СССР В.С.Павлова (с требованием дать правительству больше полномочий), В.Л. Крючкова (с зачитыванием теперь хорошо известной записки об "агентах влияния"), Б.К. Пуго (с информацией о состоянии преступности), вдруг "Появляется Горбачев, произносит обо всем и, как всегда, ни о чем пламенную речь (в артистизме ему не откажешь), и рассмотрение вопросов как-то непонятно повисает в воздухе" [3.95. С.79].
         Как такое назвать? - Непрофессионализм депутатов? - Оболванивание?... - Здесь чаще всего использовался некий психологический феномен т.н. groupthink - группового мышления. В его рамках часто рассматривают глубокую разницу поведения коллективов. Парадокс в том, что одни и те же люди в кулуарах при обсуждении вопросов один-на-один приходят к одним выводам, а на публике сам ход обсуждения подталкивает их к более рисковым решениям [3.96. С.18].

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100