«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 67% |
Весь Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 народных депутатов: 750 - от территориальных округов, 750 - национально-территориальных, 750 - от общественных организаций: КПСС -100 человек; Профсоюзы - 100; кооперативные организации - 100; ВЛКСМ - 75; объединения советских женщин - 75; ветераны войны и труда - 75; научные работники - 75; творческие союзы - 75; другие общественные организации, созданные в установленном законом порядке и имеющие общесоюзные органы общественных организаций и объединений граждан - 75.
Теперь, когда все позади, обращают внимание на то, что такой подход был неправомерным: ""Советские женщины" имели 75 мандатов, а "советские мужчины" - ни одного - только потому, что существовал Комитет советских женщин. Рабочих и колхозников среди народных депутатов было 23,7%.
Формально Конституция СССР с поправками 1988 г. и новый избирательный закон были гораздо менее демократическими, чем конституции 1936 и 1977 г. Выборы народных депутатов не были вполне равными и прямыми. Треть состава избиралась в "общественных организациях", причем их "делегатами". В округах на каждый мандат депутата пришлось 230,4 тыс. избирателей, а в "общественных организациях" - по 21,6 избирателей (в десять с лишним раз меньше!). Меньшим было здесь и число кандидатов на место депутата (1,2). Если бы на выборах от КПСС (как одной из "общественных организаций") было бы выдвинуто столько же кандидатов на место, как в округах, никто из руководства не стал бы депутатом.
На выборах не соблюдался и принцип "один человек - один голос". Академик, будучи членом ЦК КПСС и членом Филателистического общества СССР, голосовал 4 раза: в округе и в трех общественных организациях (некоторые категории населения граждан могли голосовать десяток раз)" [10. С.272].
Надо откровенно признать, что такой орган, как Верховный Совет СССР существовал всегда только для одного: послушно проштамповать разработанные и утвержденные в других организациях решения. Так было при всех правителях. То, что о нем говорилось в Конституции, что он-де высший орган государственной власти - полная профанация. Во-первых, очень трудно быть таковым, собираясь два раза в год на несколько дней, а во-вторых, власть всегда подразумевает определенный набор инструментов для достижения цели. Советы не имели к этому никакого отношения.
Но "перестройка" была исключением во многих делах СССР, и в этом она тоже отличилась. Так, например, учуяв "свободу", парламентарии проявили непослушание: 28 ноября 1988 г. впервые в истории советского парламента при голосовании о мерах по ограничению демонстраций 13 депутатов проголосовало "против".
На XIX партконференции было принято решение о новой избирательной системе. По словам Н.И. Рыжкова, и А.Н. Яковлев, и А.И. Лукьянов открещивались от авторства идеи Съезда. Но при этом ссылались на Съезды Советов в 1917-1936 гг. и на пресловутый ленинский опыт [23. С.31].
Корни самой идеи лежат совсем не в необходимости иметь такой представительный орган, а в том, что "... разрушительная работа против партии была развернута М.С. Горбачевым и его группой в тот момент, когда они осознали КПСС как главную угрозу своей власти. Партия привела М.С. Горбачева к власти, но и партия же все больше набиралась решимости отстранить его от нее. И на это были веские причины. Положение дел в стране приобретало драматический характер.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||