«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 33% |
Теперь мы позволим себе рассказать не собственно о том, как зажимали науку управления, а к какого рода последствиям это привело. Здесь мы увидим ущерб от непродуманных до конца действий - как индивидуально, так и коллективно. Когда берутся что-то делать ничего не соображая, то происходит запуск механизма саморазрушения. Я бы назвал эту ситуацию "гол в свои ворота". Да, как говорил комментатор Николай Озеров, такой хоккей нам не нужен.
Ошибки и недостатки бывали совершенно разной природы. Например, скорость принятия решений и прохождения информации. Когда-то это означало одно: чей курьер быстрей доскачет до нужного места с пакетом, та сторона и победит, но с веками все усложнилось: "... Заранее никогда не было известно, приедет ли на очередное заседание ПБ Черненко, или же проводить заседание будет второй секретарь Горбачев. И на деле происходило следующее: вдруг, неожиданно, буквально за полчаса до начала Михаилу Сергеевичу сообщали, что Генсек не приедет и председательствовать на ПБ придется ему, Горбачеву.
Это были очень сложные моменты. По собственному опыту знаю, как трудно проводить заседания Политбюро, Секретариата, как основательно надо к ним готовиться. Даже по одному, как говорится, "твоему" вопросу, включенному в повестку дня, нередко приходилось собирать рабочие совещания, консультироваться со специалистами, запасаться множеством статистических данных. А тут речь шла о компетентности сразу по всем вопросам повестки дня - вопросам весьма разным, но обязательно масштабным, ибо мелкие проблемы на заседании ПБ не выносили. Но на подготовку к проведению очередного заседания ПБ Черненко отводил Горбачеву всего лишь 30 минут. Да, это действительно тяжелым испытанием для Михаила Сергеевича. А если учесть, что в том составе ПБ были люди, которые ждали его срыва..." [19. С.46].
Тут уместно вспомнить как Н.С. Хрущев создавал дефицит времени на принятие решений у своих подчиненных: "Рассылая членам Президиума записки, Хрущев требовал письменных заключений, давая для этого иногда лишь 40-45 минут Никто из членов Президиума не мог составить за столь короткий срок письменных заключений" [2.102. С. 198, 2.103. С.5-6]. Ничто не ново!
М.С. Горбачев так и не обрел достаточно властных прав, положенных второму человеку в партии. По установившейся традиции именно он вел Секретариат, а в отсутствие Генерального секретариата руководил заседаниями Политбюро. М.С. Горбачеву так и не дали этих прав официально, решением Политбюро. Был подготовлен проект решения, но против был Н.А. Тихонов. А.А. Громыко "подвесил" этот вопрос: давайте-де пока отложим, подумаем, вернемся позже. М.С. Горбачев не был вторым де-юре, а де-факто, нелегально. По вторникам он вел Секретариат, а по четвергам нервно ждал звонка [28. С.57].
Спросим себя: возможно ли такое где-то в европейских странах или в Америке, где все процедуры расписаны и закреплены конституционно? Как вспоминает бывший премьер Н.И. Рыжков "В то время всякий раз, идя на Политбюро, вечером накануне я получал документы по 100-200 страниц, которые не только осмыслить, но и прочесть за одну ночь было невозможно. Я не один раз говорил тогда Горбачеву: куда мы бежим, давай осмотримся, подождем, перестанем спешить накручивать один вопрос на другой, чтобы иметь возможность их осмыслить, да и силы и средства перестанем разбрасывать" [23. С.30-31]. Итак, сначала М.С. Горбачев сам страдает от такой практики, потом, зная ее суть, ведет против других: члены Политбюро получили доклад (а это 150 страниц), с которым генсек будет выступать в феврале 1986 г. на XXVII съезде за 48 часов до принятия решения [2.104. С.86].
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||