«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 22% |
Ее, как и всякую другую подлинную науку, коммунистические жрецы не жаловали. Да, учеными были созданы отдельные лаборатории и проводились исследования, но в высоких парткабинетах это не вызывало любви, а скорее наоборот, подозрение... Хотя социологи и смогли найти что-то у К. Маркса по этому поводу и каждую свою работу они открывали соответствующей, как и полагалось, цитаткой, но положительных эмоций у партбоссов быть не могло. А на каждого настоящего ученого, а не халтурщика, у которого реально полученные данные расходятся с установками последнего съезда, смотрели как на полудиссидента. А если того еще и на каком-нибудь международном конгрессе похвалят за интересную гипотезу? - Ох, подозрительно все это... "Социология в те годы еще не была признана у нас серьезной научной дисциплиной: речь шла лишь о "буржуазной социологии", которая резко критиковалась.
До середины 60-х годов в СССР отношение к социологии было чуть ли не враждебным - ее считали не то лженаукой, не то "прислужницей буржуазии", как в свое время кибернетику. Официальная идеология имела на это несколько веских причин, и главная из них -убежденность в том, что мех никакой нужды в специальной науке об обществе, поскольку все необходимые закономерности общественного развития раз и навсегда открыты и сформулированы в философии исторического материализма. При этом совершенно игнорировалось то, что основные положения этой теории были слишком общими для решения огромного множества задач, которыми призвана заниматься социология" [2. С. 26, 102]. Ну, хоть так, раз иначе нельзя...
Одно из направлений созданного Института Конкретных социологических исследований АН СССР предполагало изучение больших социальных систем. Да и сам институт в целом изначально задумывался как учреждение с гораздо большим объемом специфической работы. Как вспоминает его нынешний директор "Первоначально предполагалось, что институт создается в рамках ЦК КПСС, и это будет закрытый институт" [2.31. С. 102]. Но, как говорят люди, допущенные к секретам, в самом институте был закрытый сектор, разработки которого уходили в аппарат ЦК и в КГБ. В Болгарии, например, был образован Институт социального управления при ЦК БКП. Своей местной ЧК не доверяли, да и люди в партийных органах были толковей и могли понимать ученых. Через некоторое время Институт был подвергнут серьезной чистке, чему практически полностью посвящена вся книга "Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах" [2.31].
Естественно, мы не будем ее здесь пересказывать, а только укажем, что винят уцелевшие социологи некоего тогдашнего секретаря Московского горкома партии по идеологии В.М. Ягодкина и куратора Института от аппарата ЦК некоего Г.Г. Квасова. Эти "штирлицы" выискивали предлоги в борьбе с учеными. Поводы находились к каждому свои - Ю. Левада читал и потом опубликовал "Лекции по социологии". Им же издана книга "Моделирование социальных процессов". Нашли что-то не то. Уволили. А.Г. Здравомыслов написал книгу "Методология и процедура социологических исследований", где опубликовал бюджет времени партийного работника - оказывается тем самым нарушил секретную инструкцию, о существовании каковой он, естественно, не знал - выгнали из Ленинградской ВПШ. Институт общественного мнения свернут по указанию 1-го секретаря ЦК ВЛКСМ С.П. Павлова в конце 1967 г. после проведения опроса "Молодежь о комсомоле" [2.31. С. 168, 210]. Молодежь уже думала о комсомоле не так, как это нужно было в ЦК ВЛКСМ. Вдруг бы эти материалы попалось бы па глаза кому-то из "старших товарищей" и там сделали б оргвыводы: а за что это наши комсомолята получают зарплату при таких результатах?
Потом все же нашла коса на камень: товарищ второй секретарь МГК "нарвался" на зятя Председателя Совмина СССР: "Середина 70-х годов была периодом разгула идеологической дубинки в лице тогдашнего секретаря горкома партии по идеологии Владимира Николаевича Ягодкина. Расправившись с такими академическими институтами, как Институт истории СССР, Институт экономики, Центральный Экономико-математический институт, Институт философии, с журналом "Вопросы философии", он решил взяться за ежегодник "Системные исследования"" [2.32. С. 123]. Директор Института системных исследований Д.М. Гвишиани сам редактировал ежегодник и он не мог потерпеть, чтобы там выискали "крамолу". Летом 1975 г. В.Н. Ягодкин был уволен.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||