«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 57% |
"В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху..." Аллен Даллес
М.С. Горбачев активно продолжил недоделанное Н.С. Хрущевым. Системе управления наносился один удар за Другим. Почему было возможно повторение "организационной чехарды", практика которой была заложена раньше, в 1980-е? Да потому, что во времена Л.И. Брежнева не был проведен четкий анализ, не был изучен прошедший исторический период во всей полноте и взаимосвязи, не были даны оценки: от самых мягких до жесткой "военной" терминологии, не были даны рекомендации, как этого избежать впредь.
Первый удар был нанесен по руководству сельским хозяйством, когда 22 ноября 1985 г. под руководством B.C. Мураховского, педагога по образованию, был образован Госагропром СССР - этот управленческий монстр из пяти министерств и одного Госкомитета, что как нельзя кстати показывает сущность дальнейших "экспериментов" на этом поприще. Чего секретарь ЦК КПСС по сельскому хозяйству не понимал, так это того, что подобное объединение функций в одних руках приведет к перегрузке работой любого, даже самого опытного человека, который уже не сможет достаточно оперативно решать вопросы.
И все же одного Агропрома было недостаточно, и 8-9 июня 1987 г. было проведено совещание в ЦК КПСС по вопросам коренной перестройки управления экономикой. Докладчик - секретарь ЦК КПСС Н.Н. Слюньков. Доклад был опубликован в центральной прессе (6.07. С. 1-3). 25-26 июня 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на который был вынесен вопрос "О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой".
Мы не станем вдаваться в глубокое разбирательство вопроса, нужна или не нужна была "коренная перестройка управления", этот вопрос как в замысле, так и в своем исполнении имел как свои положительные, так и отрицательные стороны. Главное же то, что пока госаппарат сверху донизу трясла кадровая и организационная чехарда, он был занят не своими привычными обязанностями, а больше думал, как уцелеть в этот период. Этим моментом можно было воспользоваться для удара, и им воспользовались... В качестве рабочего механизма реформы была создана Комиссия Политбюро ЦК КПСС по перестройке организационных структур центральных экономических органов, министерств и ведомств СССР (Председатель: Н.И. Рыжков, члены: Л.Н. Зайков, Н.Н. Слюньков, Н.В. Талызин), прекратила свою деятельность решением Политбюро 30 ноября 1988 г. Был написан и опубликован отчетный доклад (6.08. С. 69-73).
О реорганизации центрального партаппарата будет сказано ниже.
Наибольший, по моему мнению, ударный эффект по народному хозяйству вызвали операции с Правительством СССР. Первый удар состоялся в результате выборов в Верховный Совет СССР летом 1989 г., когда, скопировав парламентские процедуры Запада, было решено устроить на первой сессии избрание министров парламентариями, при этом процедура затянулась и одновременно была проведена реогранизация правительства. Затем через полтора года, на рубеже 1990/1991 гг., когда после отставки доведенного до инфаркта Н.И. Рыжкова, Совет Министров СССР был реорганизован в Кабинет Министров под руководством B.C. Павлова при Президенте СССР (мотив традиционный: слепое копирование западных образцов, причем не в целом, а только отчасти - министрами в США руководит непосредственно Президент, если-де у нас будет так же, то и мы заживем "как в Америке"). Второй раз после ареста премьера B.C. Павлова - в конце августа 1991 г. - Кабинет был преобразован в Межреспубликанский Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||