«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 37% |
При подходе, основанном на "операционном творчестве", вводится следующее уточнение: только руководитель группы знает истинный характер проблемы и организует обсуждение таким образом, чтобы найти решение - причем предполагается, что имеется единственное решение (4.19. С. 165, со ссылкой: Gordon W. Operational Approash to Creativity. // Harvard Business Review, Vol. 34, 6, Nov. / Dec. 1965).
В настоящее время "мозговая атака" используется в качестве одного из элементов более крупной системы, которая охватывает аналитические функции до и после "совещаний по методу "мозговой атаки" - если этот термин можно еще применить к заседаниям комитетов или к встречам для "перекрестного опыления". Комитеты или "мозговые тресты", не опирающиеся на постоянный персонал, занятый анализом (в тех случаях, когда члены комитета сами не производят детального анализа), все больше выходят из моды. Некоторые модификации можно ныне обнаружить чаще в промышленности европейских стран, особенно во Франции, чем в США.
Заключительный этап. Итогом проведения "мозгового штурма" становится документ. Это может быть изложение нескольких идей на выбор заказчика; какая-то одна рекомендация; или же детально проработанный многооперационный план. В последнем случае, если заказчику по той или иной причине требуется, чтобы полнота информации была дана по всей глубине проработки, то тогда создается описание по отдельным, далее неделимым, элементам или, в терминологии RAND Corporation, на уровне "гаек и болтов" (nuts & bolts). Главным здесь является поиск числа элементов операции, которое позволило бы описать все полностью, но при этом ни разу не повториться.
В разных редакциях это описывают по-разному, но из классической литературы нам известна наилучшая. Римский ритор Квинтиллиан (Quintilianus) (ок. 35-95 гг. до н.э.) предлагал своим ученикам ответить в выступлении на семь вопросов: "quis? quid? ubi? quibus auxilles? cur? quomodo? quondo?" (кто? что? где? какими средствами? зачем? как? когда?). Такой подход позволял не забыть о чем бы то ни было и в то же время избежать повторов. Нам известна более современная трактовка полноты информации, которую мы и предлагаем: "кто? что? как? где? когда? зачем? сколько?". Как правило, заключительная стадия "мозгового штурма" в этом случае сводится к тому, чтобы заполнить пустые классы. Тогда получается довольно объемная таблица, где левый столбец - номера производимых операций по порядку, их наименования, а остальные это - содержание, где будут расписаны ответы на все 7 вопросов.
Перефразируя известное выражение, можно сказать, что при "мозговом штурме" рождается истина. Его значение для решения проблем очень велико, хотя и не исчерпывающе. Применение методов типа "мозгового штурма" очень широко, оно ограничено только некоторыми опытно-конструкторскими разработками научно-технической сферы, в политических же технологиях используется везде (4.19. С. 164-166; 4.165. С. 243-245; 4.166. С. 40-46; 4.167. С. 3; 4.168. С. 329; 4.169. С. 70-74; 4.170. С. 334-335; 4.171." С. 726-727; 4.172. С. 79-81).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||