«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 37%


         Абсолютно все, без исключения, произнесенные идеи должны обязательно фиксироваться. Варианты для этого: на доске или большом листе бумаги (это может делать специально выбранный протоколист; есть вариант, когда участники сами записывают их на карточках; запись на диктофон) и таким образом, чтобы это всем было видно, - визуальная фиксация идей создает у группы ощущение коллективного достижения, снижает тенденцию к повторению и стимулирует новые идеи. При этом соблюдаются следующие правила: ни одна мысль не записывается вместе с именем того, кто ее предлагает - она могла непосредственно исходить из мысли, которую предложил кто-то иной, или ее мог бы предложить чуть позднее другой член коллектива. Нумерация мыслей даст возможность руководителю моментально фиксировать их количество и в конце совещания определенным образом стимулировать коллектив.
         Обработка полученных данных. После окончания "мозговой атаки" необходимо обработать его результаты.
         Провести:
         1. Уменьшение перечня идей (за счет синтеза сходных).
         2. Выделение консенсусных (самых приемлемых) идей. Наиболее простой способ здесь - определить такого рода идеи с помощью принципа "вето", когда членам группы задается вопрос: "Есть ли кто-то несогласный с тем, что данная идея считается важнейшей?" При любом количестве несогласных идея снимается с консенсусного рассмотрения.
         3. Формирование рейтинга (иерархии) оставшихся идей хотя бы с помощью вопроса "Кто голосует за то, что данная идея является важнейшей!" При этом каждый член группы голосует неограниченное количество раз, после чего рядом с формулировкой каждой идеи проставляется число поданных в ее поддержку голосов.
         4. Детализация самых лучших идей, обсуждение путей их улучшения. Можно предложить членам группы начинать такое обсуждение со слов: "Данная идея станет лучше, если..."
         По окончании совещания его участникам рассылается список высказанных предложений, в который каждый может дописать новые мысли.
         На второй или третий день после "мозгоатакующего" совещания созывается следующее совещание, которое должно из множества предложенных мыслей выбрать наилучшие и решить, какие из них можно реализовать. В новом совещании могут принимать участие и те, кто не участвовал в "мозговой атаке" - это повышает объективность оценок. После проведения окончательных испытаний, экспериментов и т.д. используется примерно 10% предложенных мыслей.
         Различные варианты "мозговых штурмов" взяты из обзора Дж. Р. Хинрикса, который частично излагается в (4.19. С. 164-166, со ссылкой: Hinrichs J.R. Creativity in Industrial Scientific Research, A Critical Survey of Current Opinion, Theory and Knowledge. // AMA Management Bulletin, 12.N.Y., 1961).
         Фон Фанге обращает особое внимание на формулирование проблемы, для чего требуется выделить единственный центральный пункт (4.19. С. 164, со ссылкой: Fange Е.К. von, Professional Creativity).
         Исследования позволили прийти к некоторым ободряющим выводам: ситуация "мозговой атаки" может превысить продуктивность мышления ее участников, при соблюдении правила, по которому требуется подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в это время сомнительной. Поэтому "хороших" идей возникает больше в свободном обсуждении, чем если бы выискивали одни только "хорошие" идеи (4.19. С. 165, со ссылкой: Mesdow A., Parnes S.J., and Reese H. Influence of Brainstorming and Problem Sequence on a Creative Problem Sequence on a Creative Problem Solving Test. // Journal of Applied Psychology, Vol. 43, 6, Dec. 1959).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100