«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 8% |
Криминальная революция, о совершении которой говорил С. Говорухин, породила на свет новое явление - "братву". Она ещё не стала хозяйкой жизни, так как пока претворяет в жизнь программу-минимум - утвердиться, однако в перспективе мечтает именно об этом. В отличие от непритязательных своих предшественников советской поры, "братва" выглядит куда более богато и респектабельно. "Братва" род ила на свет соответствующие себе атрибуты и даже моду, выделяющую её среди простых российских граждан. Про "братву" сейчас снимают кино и поют о ней с эстрадных подмостков. Было ли такое раньше или это только отличительная черта нынешнего смутного времени?
Преступники, как и представители всякого иного сословия, весьма заинтересованы в прославлении своего образа жизни. А так как романтика преступной жизни всегда будет привлекать к себе взоры писателей, кинорежиссёров, музыкантов и других представителей творческих профессий, значит, избытка в прославителях эта область жизни испытывать не будет. И проблема заключается в одном: как уловить ту грань, где кончается правда жизни и начинается прославление? Об эту грань сломали себе зубы многие деятели искусства и литературы как у нас в стране, так и за рубежом.
Вот, например, писатель Исаак Бабель первым из отечественных литераторов обратился к образу знаменитого одесского бандита Михаила Винницкого по кличке Мишка Япончик. В 1925 году И. Бабель написал киносценарий под названием "Беня Крик", который в 1926 году хотел экранизировать сам С. Эйзенштейн. Однако фильм на Одесской киностудии снял В. Вильнер. Беню Крика (Мишку Япончика) сыграл в нём актёр Ю. Шуме кий. О своей работе над картиной режиссёр затем вспоминал: "Мне как постановщику приходилось всё время отделываться от воздействия насыщающих одесский воздух романтических легенд о "благородном налётчике" Мишке Япончике и ориентироваться на необходимость затушёвывания какой бы то ни было бандитской героики... Мы стремились уйти не только от романтики, но также лишить картину выдвинутого на первый план героя".
Однако когда в январе 1927 года фильм вышел на экраны, его дружно начали ругать... именно за апологию хулиганства и романтическое смакование похождений знаменитого налётчика. Присутствовавший на премьере Лазарь Каганович упрекнул фильм в романтике бандитизма, после чего картину сняли с проката.
Через три года после этого режиссёр Николай Экк учёл всё это при постановке первого советского звукового фильма "Путёвка в жизнь". Игравший вора-жигана Михаил Жаров сделал всё от него зависящее, чтобы зритель, не дай Бог, хоть в чём-то не начал симпатизировать его экранному герою.
Между тем в свободных Соединённых Штатах Америки дело в этой области обстояло совершенно иначе. Волна гангстеризма, захлестнувшая страну в 20-30-е годы, породила настоящий культ бандита среди простого населения. И этот культ весьма успешно пропагандировал американский кинематограф. Один за другим на экраны страны вышли такие фильмы, как "Подполье" (1929 г.), "Маленький Цезарь" (1930 г.), "Враг общества" (1931 г.), в которых герой-гангстер изображался не как угроза обществу, а прежде всего как жертва трагических обстоятельств. В этих фильмах война мафии с официальной властью воспринимал ас ь как попытка, пусть и незаконными средствами, устранить существующую общественную несправедливость.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||