«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 58%

Като


        "В 1903 году, когда Сталину шел 24-й год, он женился на молодой малокультурной грузинке..." (Л. Троцкий)


        "Екатерина была деревенская девушка, но с присущим большинству грузинок природным аристократизмом черт лица, фигуры, манеры поведения." (Л. Васильева)


         Биограф из Троцкого получился так себе - даже в своем "Опыте политической биографии" он делает явное ударение на слове "политический", а собственно биографией интересуется мало. Сталин женился не в 1903 году, а в 1906-м, и его жену мог назвать малокультурной только человек, привыкший определять уровень культуры по изощренности в светской болтовне. Что же касается "деревенской девушки"-то Екатерина была отнюдь не крестьянкой, а одной из самых модных портних Тифлиса. Козой и огородом тут и не пахло... "Вы не представляете, какие красивые платья она умела шить...",- вспоминал позднее Сталин.
         Все началось в 1905 году. В сентябре этого богатого событиями года в доме на Фрейлинской улице, 3, часть которого снимала семья недавно женившегося Михаила Монаселидзе, появился беспокойный гость. Его привел шурин Михаила Александр Сванидзе, сказав, что товарищу нужен ночлег, и желательно скрыть этот факт от сестер. В ночном госте Михаил узнал своего старого товарища по семинарии Coco Джугашвили. Квартира была надежной, ее хозяева - убежденными революционерами, и Coco здесь задержался. Этот тихий дом стал настоящим штабом революционного движения горячей осенью 1905 года.
         Естественно, раз гость жил в доме, с ним познакомились и сестры. Семья была большая: сам Александр Сванидзе, три его сестры - Александра, Като и Машо и муж Александры Михаил. Две из трех сестер были известными в городе портнихами, к ним на примерку приходили жены городской верхушки, так что квартира была вне подозрений, и никто даже представить себе не мог, что по вечерам знатных и богатых клиентов сменяют большевики.
         В 1905 году Иосифу исполнилось 27 лет. Молодой мужчина, горячего кавказского темперамента, он был скромен в одежде и умерен в еде, но по части женщин отнюдь не аскетичен. Однако в семье Сванидзе все с самого начала пошло иначе, чем обычно, и, как только Като сказала Иосифу, что ждет ребенка, тот сразу же решил жениться на ней.
         Легко сказать: "жениться". Человек, находящийся на нелегальном положении, в розыске, приходит регистрировать брак! Но не зря же они в свое время учились в семинарии: выход был найден. Михаил Монаселидзе вспоминает: "Несмотря на мои старания, ни один священник не соглашался венчать их в церкви, так как Coco не имел собственных документов и жил нелегально по паспорту какого-то Галиашвили. Спустя несколько дней я встретился на улице со священником церкви Святого Давида Кита Тхинвалели, однокурсником Coco по семинарии. Я ему сообщил про наше дело, и он дал согласие, но с условием, что об этом ничего не должен был знать первый священник церкви, ввиду чего в церковь надо было подняться в один или два часа пополуночи и в небольшом количестве" (Островский А. Кто стоял за спиной Сталина. С. 249, 264). В ночь с 15 на 16 июля они поженились.
         Но дальше Като повела себя не так, как полагалось бы, а совсем наоборот. Она не стала светским образом регистрировать брак, делать пометки в паспорте, а также оставила свою девичью фамилию. Таким образом, о том, что она замужем, никто не знал. В глазах людей - соседей, клиентов - она, по мере того как обнаруживалась беременность, неизбежно должна была стать распутной женщиной. Нравы же на Кавказе были строгими.
         Да, но почему нельзя было пожениться по фальшивому паспорту? Или, наоборот, вообще не жениться - многие революционеры прекрасно жили со своими подругами просто так, не придавая ни малейшего значения "пустым обрядам". К чему весь этот антураж дамских романов - тайный брак, ночное венчание? Смысл очень простой: Като была верующей (про Иосифа мы не знаем), и ей важен был брак перед Богом и под настоящими именами, а что люди скажут - это не так важно. Интересно, что не только Иосиф, но и мужчины их семьи, тоже революционеры, не нашли в такой позиции ничего странного. Оказывается, не так уж неразрывно связаны социал-демократия и безбожие, это уже позднейшая пропаганда туману напустила, выдавая нравы интеллигентской партийной верхушки за всеобщее свойство всех эсдеков.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100