«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 52%


         Я думаю так. ДОБРО и ЗЛО - это человеческие понятия для обозначения ЧЕГО-ТО, и это ЧТО-ТО очень даже объективно - то есть зависит от наших оценок не больше, чем метрические свойства пространства от принятой нами единицы измерения. И если мы согласны с тем, что добро и зло все-таки хоть немного объективны, то не этику мы должны корректировать согласно "теориям", а "научную картину мира" попробовать осмыслить с этических позиций. Может быть, физикам стоит оценить наш мир с позиций добра и зла? Ну, давайте, попытаемся!
         О технической цивилизации часто говорят - "вторая природа". Как бы подчеркивая, что люди создали такие машины, задействовали такие процессы, которых в "первой природе" и в помине не было. Найдите-ка там хоть одну паровую машину! Да, конечно, паровоз естественного происхождения в природе не встречается, но вот схема парового двигателя была создана не в порыве художественного творчества, а, в самом деле, как бы НАЙДЕНА - сложена из данных нам частей. Будто из разных кусочков природной реальности торчали "цветные проводки", которые надо было только додуматься - нужным образом соединить.
         Если рассматривать все технические достижения по существу, то возникает подозрение: люди не изобретают, а как бы обнаруживают те схемы, которые в мире уже существуют, однако сами собой - стихийно - не реализовываются. Природа - это некая мозаика, игра паззл, частички реальности со своими незаконченными рисунками, из которых мы строим различные картинки. Причем, строим-то часто наудачу, радуясь, когда образуется осмысленный образ (но ведь не нами этот "образ" был нарисован на подбираемых кусочках!).
         Некогда в мифологическом воображении соединялись конь и человек - получался кентавр, также создавались грифоны, сфинксы, русалки... А потом пришла мысль: соединим жар костра и сосуд с водой, крышку кипящего котла заключим в цилиндр, к этому поршню присоединим рычаг, а к нему - колесо. Попробовали - заработало!
         Последовательно люди "запрягли" электрический ток, ядерные реакции, собираются и далее продолжать в том же духе. Но вот, что настораживает: технические устройства создаваемые человеком получаются все сложней, а силы, которые проявляются в них, - все страшнее.
         Давайте, представим на секунду, что ДОБРО и ЗЛО - это не психологические критерии для оценки человеческих поступков и их последствий, а понятия, которые отражают сугубо объективные свойства мира. Да, естественно, в этих понятиях - ДОБРО и ЗЛО - очень много "слишком человеческого": есть в них и художественная метафорность, звучит религиозная патетичность, поблескивает ненаучная эфемерия. Но что если они, эти, быть может, не слишком точные, научно не обоснованные понятия, все-таки отражают нечто реальное, бытийствующее помимо нас? Помнится, некогда философ Кант решил, что понятия "пространство" и "время" - лишь мыслительные формы, в которых разум уясняет себе реальность. Но ведь ни один физик-математик не согласится, что пространство - это нечто субъективное (правда, о понятии "время" споры имеются).
         Я полагаю, что ДОБРО и ЗЛО - суть понятия, выражающие реальные свойства объективного мира. И как таковые - они предстают обозначениями каких-то особых физических параметров или системных черт. Пусть эти обозначения пока еще расплывчаты и неясны, но ведь и неопределенную "теплородную материю" люди придумали задолго до появления точной науки термодинамики! Может быть, некие комплексы физических параметров точно также могут быть прообразами, денотатами того, что мы номинируем - называем ДОБРО или ЗЛО. А самое главное следствие из моей философической риторики: те ценностные значения, которое мы сейчас осознаем как ДОБРО или ЗЛО в самом деле - очень реально! - выражают смысл этих, пока еще не достаточно понятных идеальных характеристик объективного "материального мира".
         Иными словами, определенные характеристики физических сил, видов энергии, некие физические сущности, которые нами привычно понимаются как этически нейтральные (мы полагаем, что этические прилагательные возникают только тогда, когда начинаются действия людей - "во зло" или "во благо"), так вот, эти характеристики природных энергий и физических сущностей - на самом деле могут быть обозначены как "силы зла" или "силы добра". И - что более важно! - люди, которые создают устройства, в которых "силы зла" получают возможность проявляться, люди эти начинают действовать по объективной логике созданных ими машин - то есть сами становятся проводниками и служителями таких злых сил.
         И когда я замечаю, сколько свихнувшихся умов и мрачных пророков витают и суетятся вокруг "неопознанных объектов", то поневоле начинаю подозревать, что электромагнитный движитель и высокочастотная вибрация летающих тарелок помимо волновых и скоростных характеристик имеют и другие, сопутствующие, интегральные физические параметры, которые когда-нибудь можно будет выразить в формуле "доброго" и "злого"...
         ...Попытка влезть с категориями ДОБРА и ЗЛА в область определения физико-технических понятий вряд ли встретит понимание ученых. Уж конечно, - о таких материях только с мифическими сфинксами пристало разговаривать. Даже если принять изложенный подход в качестве эвристического принципа, поначалу столько заумной натурфилософии можно наколобродить, что нормальному "хомо сапиенсу" тошно станет. С другой стороны, и религиозным философам вряд ли моя удумка придется по душе. Они ведь считают, что рациональность должна знать свое место и не лезть с формулами и объективными законами туда, где человеческий разум ничего понять не в силах.
         Но вот какая закавыка. Странным образом и позитивисты-естественники и любомудры-спиритуалисты часто сходятся в одном - солидарны в скептической оценке нашего духа, который понимается как нечто несовершенное и ограниченное. Особенно очевидно-бесспорной представляется "научная" цепочка рассуждений. Разум - это существенное свойство особой высокоорганизованной системы; у еще более высокоорганизованных существ и разумность будет какая-нибудь супер-высшая, - такая, что и разумностью-то уже не назовешь! А коли так, - соглашаются теософы с учеными-атеистами, - если наш ум столь относителен и ограничен, то и судить о высоком нам не дано.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100