«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 40% |
Вайнахам полагается с раннего возраста приучать своих детей к налётам и разбоям. В этой связи припоминаю одну историю.
В послевоенные годы, когда я ещё был юнцом, наша семья в Усть-Каменогорске подружилась с чеченской семьёй дяди Хамида. Он был молчаливый спокойный кавказец, всегда думавший о чем-то своём. Я снабжал семью дяди Хамида свежей рыбой с Иртыша, а он шил для нашей семьи кирзовые тапки из голенищ старых сапог. С обувью тогда было чрезвычайно трудно. Детей Хамида привечали в нашей избушке, а меня - в его саманухе.
Потом вайнахи вернулись на Кавказ, я вырос, отучился, пожил ещё в Казахстане, а затем перебрался в Москву работать в центральной газете. Друзья-чеченцы меня вычислили по публикациям. В конце 70-х годов они привезли постаревшего дядю Хамида в московскую глазную больницу, и он приказал им найти меня, чтобы я помог ему купить в столице мощный насос. Дом старика выше от речки по склону горы метров на триста - коромыслом воду на огород не натаскаешься. А сильных насосов, да ещё не на электричестве, а на бензине, в продаже не было.
Когда мне передали его просьбу, я понял, что тут нужен промышленный агрегат. И пригорюнился: где же его доставать? Но не хотелось терять лицо перед стариком-горцем, и я разбился в лепешку - через знакомого директора завода добыл списанный механизм. Его отреставрировали и подарили дяде Хамиду.
Через год я приехал в Грозный по журналистским делам. По велению дяди Хамида друзья-чеченцы вытащили меня прямо из гостиницы и повезли в горы за Ведено посмотреть, как хорошо работает насос. Он действительно тарабанил усердно, проталкивая хрустальную воду к огородам и дяди Хамида, и его соседей. А потом меня привезли в глухое ущелье на шашлык из чёрного барана. Безлюдное ущелье, покрытое сплошным лесом - на его дне просёлочная дорога упиралась в водопад - негласно считалось собственностью Хамидовского рода.
Под шашлык-машлык, как выражались хозяева пикника, да под коньяк-маньяк (чеченский коньяк "Илли" слегка отдавал керосином) пошли откровенные разговоры. Вайнахи признались, что это ущелье - их учебный полигон. Здесь они тренировали подростков устраивать засады, совершая налёты на обозы и одиночный транспорт. Оттачивали технику нападения, чтобы не нарываться на ответные пули.
Я спросил: неужели их тейп собирается промышлять набегами? Родственники дяди Хамида - люд образованный, пообтёрлись в столичных вузах. И старались объяснить своему гостю всё как-то помягче. Аргументированнее. Натаскивают подростков на всякий случай, ответили мне, для соблюдения традиций. По своему адату они должны обучать детей разбойному ремеслу, иначе соседние кланы начнут относиться к их роду как к сборищу отступников от горских обычаев.
В теснинах Кавказа, где все на виду друг у друга, пояснили мне хозяева, важнее даже не быть правоверным чеченцем, а в глазах сородичей и соседей - казаться им. Вайнахи - это нация показных, внешних эффектов, для них ритуал намного важнее самого существа дела. А Чечня - ярмарка тщеславия. В ней любят демонстрировать друг перед другом, у кого выше забор, кто больше пленил рабов в набегах на Ставрополье, у кого богаче добыча на грабеже поездов. "Ты не можешь украсть даже барана!" - эти слова бросают в лицо вайнаху, чтобы унизить его.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||