«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 39% |
После дебатов съезд согласился признать советскую власть только формально. Но при неприменных условиях: если жители казачьих станиц будут депортированы в глубинные районы России, а их земли передадут вайнахам и если центральное правительство не будет вмешиваться в дела республики, а её основным законом Москва признает шариат и адат.
Это был ультиматум с издевательским привкусом. Телеграф из Кремля отстукивал: уступать! И Сталин был вынужден принять условия съезда.
Казачьи семьи вышвыривали безжалостно. Без компенсаций, которые вайнахи получали в Казахстане в 1944 году. Это было не трудно делать. А вот как совмещать в одном государстве цивилизованные нормы закона с адатами? Все равно, что в коммунальной квартире поселить богомольную девственницу с дебоширом-насильником.
Как растут на планете реликтовые деревья, так сохранились на ней и реликтовые этносы. Живут с языческих времён по родовому традиционному праву. У одних племён до сих пор считается нормой потчевать желанного гостя тёплой печенью свежеукокошенных пленников, у други - бросать со скал жертвенных молодок - красавиц. Но это, слава богу, где-то там далеко, за морями да за джунглями.
И вайнахи придерживаются древних обычаев предков, строго соблюдая неписанные закон - адаты. У каждого клана, то есть тейпа, свой адат. А на вопрос: сколько тейпов у вайнахов, остряки-чеченцы отвечают:
- Сколько в наших горах ущелий или долин, столько у нас и тейпов. У каждого клана своя гора, и чем выше она, тем знатнее тейп. Потому что на склонах высокой горы можно прилепить больше саклей.
Адаты 170 тейпов (а столько их насчитали учёные) диктуют разные стандарты в отношениях с вайнахами соседних родов, в поведении с гостями, в расчётах за причинённый друг другу моральный и материальный ущерб.
Если ты столкнул с вершины горы булыжник, вызвавший камнепад на аул, то по адату одного ущелья должен заплатить десять быков, а по адату другого ущелья - двадцать. Если ты поджёг дом горца из знатного рода, то по адату третьего ущелья выложишь намного больше, чем за такой же дом простолюдина. А если вор из знатного рода украл у тебя коня и, упав с него где-то, дал дуба, то по адату четвёртого ущелья тебя как хозяина скакуна-бедоносца родственники погибшего обязаны тоже отправить на тот свет. Предварительно заплатив небольшой штраф за умыкнутое животное (у знатного рода больше силы). Что называется, полное торжество справедливости по-туземному. И таких "если" очень много. Даже процедуры кровной мести не всегда похожи друг на друга.
И только к государству и инородцам (иноверцам, гяурам) у всех адатов одинаковый подход. Истинному чеченцу не пристало уважать чьи-либо интересы, кроме лично своих и интересов своего племени. Он должен презирать государство и всех инородцев, обворовывать их, грабить, заниматься разбоем. А если кто-то начнёт мешать, того разрешается отправлять на тот свет. Адаты учат: "Государство - это ничто, клан - все", "Воровство - доблесть", "Все иноверцы - враги" и т.д.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||