«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 50% |
Дольменостроители считали, что жизнь и смерть неотделимы друг от друга, и мир живых связан с миром мертвых. Солнце олицетворяло вечный круговорот жизненного вещества, которое каждый вечер "погибало" на западе и каждое утро рождалось на востоке.
Не менее важное значение для восстановления ритуалов имеют следующие элементы конструкций, окружающих дольмены:
- курганы;
- кромлехи;
- дромосы;
- чашечные камни.
На Черноморском побережье за последние годы была обнаружена целая группа дольменов с дромосами. Это позволяет считать последние характерной для кавказских памятников чертой. Наверное, дромос олицетворяет прохождение человека по путям, ведущим к лону божества, где находится умерший-рождающийся.
Различные народы, включая и адыгов-шапсугов, имеют множество обрядов, связанных с дромосами. Во время засухи специально для детей устраивались проходы через каменные подкопы и тоннели, которые создавались для вызывания дождя. При эпидемиях такие же тоннели строили для скота.
У некоторых народов (аварцев, даргинцев) бездетные женщины и ослабленные дети пролезали через отверстие в земле, вырытое на кладбище, чтобы обрести плодотворящую силу земли и предков. Как правило, ходы делались очень узкими, в них помещали угольки (очищение огнем), яйца (символ возрождения) и хлеб (освобождение от демонов).
Дромосы дольменов Кавказа также имеют узкий проход, и в них находили множество угольков. Впоследствии отголоски древних обрядов сохранились в символике арок и ворот, прохождение через которые у хеттов, например, было непременным ритуалом при эпидемиях и поражении войск, а у римлян, наоборот, при победе. Эта черта тоже указывает на общую направленность обрядов, символизирующую возрождение и плодородие чрева Богини-Матери, воплощенной в дольменах.
Нередко в древних культах наблюдается смешение мужской и женской символики. Очень напоминает символическое изображение "дольменной богини" из Западной Европы рисунок в виде дуг бровей на стеле, недалеко от дольменной группы урочища "Калежтам". На стеле дольмена No 497 и надольменной керамике начертаны знаки рождающей Богини-Матери, напоминающие букву Ж.
Характерной чертой кавказских дольменов являются насыпи - кромлехи из отдельных камней, которые окружают памятники. Они олицетворяют границу, которая отделяет священное место от обычного пространства. Кромлехи обычно связываются с культом Солнца и его движением по небу.
Человек, захороненный в дольмене, естественно, был посредником между мирами людей и богов. Во многих непотревоженных дольменах, обнаруженных в районе Сочи, ученые находили только отдельные, как правило большие, кости человека. То есть тело умершего сначала оставляли на площадке или закапывали в землю и лишь после разложения трупа крупные кости и череп переносили в дольмен.
На территории современной Франции для первичного захоронения выдалбливались специальные углубления в скале недалеко от дольменов. Данные углубления имели некий сточный желобок. Интересен и тот факт, что подобная площадка с бортиком и канавкой для стока около корытообразного дольмена в бассейне района Цусквадже размерами 1,27 х 0,9 метра с бортиком 0,07 метра практически совпадает с размерами площадки во Франции 1 х 0,8 метра с бортиком 0,1 метра.
Впоследствии стали появляться особые дольмены с имитированным входом. Их появление прежде всего связано с изменением культа в Причерноморье. Также возникновение таких дольменов можно объяснить развитием представлений о смерти и загробном мире, когда люди стали бояться жителей загробного мира. Поэтому, чтобы покойник не нашел дорогу обратно, в мир живых, создавался ложный вход в виде имитации втулки.
Настоящий же вход устраивался на теневой, северной, лесистой стороне, которая, как считали многие, была связана с загробным миром. Иногда его даже специально засыпали, полагая, что таким образом он якобы вводился в подземный мир. К умершим было двоякое отношение: их и почитали как предков-благодетелей, и боялись как опасных духов. Ложные ходы нередко встречаются и в западноевропейских памятниках.
Сама конструкция дольмена воспринималась как жилище мертвых. Кстати, такой известнейший сказочный элемент как избушка Бабы Яги, является своеобразным контрольно-пропускным пунктом между миром живых и миром мертвых, и она также обращена входом к лесу. Герою обязательно нужно знать определенное заклинание, чтобы без потерь проникнуть внутрь.
К 1300 году до нашей эры на Кавказе строительство дольменов постепенно прекратилось. Тем не менее, в Западном Причерноморье и у побережья Мраморного моря, на территории исторической Фракии, начинают создаваться памятники, аналогичные кавказским.
По материалам фракийских мегалитов, построенных в письменную эпоху, замечательно прослеживается ритуал дольменной культуры. Не приходится сомневаться и в их связи с Великой Богиней-Матерью и ее сыном - умирающим и воскресающим богом Солнца и орфической доктриной. Скала (гора) является обителью богини Кибелы ("кибела" в переводе с фригийского означает "гора"). Все эти моменты указывают на первоначальную идею о скальном божестве, о скале (горе) как утробе Матери-Земли.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||