«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 50%

Ритуалы с дольменами


         Дольмены создавались еще в дописьменную эпоху, впоследствии были разграблены и их недостаточно изучили. Поэтому очень сложно восстановить ритуалы, связанные с ними. Более или менее это становится возможным только на основе древних обрядов, характерных для многих народов Евразии и, в первую очередь, тех, кто является потомками дольменостроителей.
         Здесь немаловажную роль играют этнографические данные об этих народах (минаро в Индии, племена с островов Новые Гебриды). Эти данные, а также археологические материалы, анализы особенностей памятников все это позволяет создать более или менее полное представление о духовной жизни строителей дольменов.
         Основная сложность при воссоздании ритуалов, проводившихся строителями кавказских дольменов, состоит в том, что строительство дольменов велось более тысячи лет. Впоследствии они довольно часто использовались для повторных захоронений. В основном, это было распространено в эпоху античности и Средневековья.
         Дольмены очень разнообразны. Встречаются и одиночные, и многочисленные. Согласно теории Л. И. Лаврова, еще в XVIII веке к некоторым из них шапсуги приносили жертвенную пищу.
         Очень долгий срок развития, разумеется, не мог не оказать влияния на эволюцию конструкций памятников и связанных с ними ритуалов.
         Как правило, дольмены расположены на довольно ровных участках, например, некрутых склонах гор, речных террасах и невысоких вершинах примерно 500-700 м над уровнем моря. Только единичные сооружения находятся на более значительных высотах. Такими сооружениями являются, например, хребет Мезецу - 1029 м или гора Разрубленный Курган - 1300 м.
         Где бы ни был расположен дольмен, рядом непременно должен был быть водоем. Вот почему на расстоянии от 5 до 50 м с сооружением всегда протекает река, ручей или родник, и даже рядом с мегалитами, находящимися на склоне или у вершины воды, есть источник, иногда подземный. Подобное отмечалось исследователями западно-европейских мегалитов.
         Таким образом можно предположить, что очень важную роль в ритуалах дольменостроителей играла именно вода.
         В мифологии вода обычно олицетворяет окружающую среду, это своеобразный символ, принцип всеобщего зачатия и порождения. Она очень часто выступает как женское, так и мужское начало и связана с мотивами рождения и смерти. Примером служит достаточно часто встречающийся в произведениях сквозной элемент: живая и мертвая вода.
         У самых различных народов обряды, в которых используется вода, во многом схожи, имеют общее направление и одинаковый смысл, хотя существуют и какие-то местные особенности и варианты. Необходимо вспомнить и тот факт, что, по поверьям, камни и каменные сооружения менгиры, дольмены - имеют сверхъестественную силу дождевой тучи и способны вызвать ливень. Поэтому можно предположить, что часто встречающийся на дольменах узор в виде зигзага означает воду, которая таким же образом изображалась во многих древних культурах.
         Несмотря на то, что ориентировка дольменов на местности разнообразна, она, как правило, вписывается в дугу восхода-заката и кульминации небесных светил северовосток - юг - северо-запад. Редкие памятники направлены на север.
         Многие ученые, в том числе М. К. Тешев и В. М. Кондряков, изучали кавказские дольмены. Все они указывали на астрономическое значение направления многих памятников - восхода, захода и кульминации Солнца, Луны и звезд в дни солнцестояний и равноденствий. Это полностью подтвердили и археоастрологические исследования мегалитов Западной Европы.
         Мифологические произведения и тщательное изучение жизни первобытных племен показали, что практически все дописьменные общества поклонялись Луне и Солнцу как сверхъестественным высшим существам. Как все древние народы, мегалитостроители умели фиксировать и рассчитывать движение Солнца, устраивая для этих целей смотровые площадки. Они просты и в то же время гениальны, и это приводит в восхищение современных людей.
         Дольмены создавались из камней, которые, в свою очередь, связаны с группой общефольклорных мотивов представления о смерти. Этот строительный материал как бы граничит между мирами живых и мертвых. Таким образом, дольмен олицетворял мировую гору, впитавшую в себя умершего для того, чтобы родить его снова.
         Не менее известна и плодоносящая сущность горы. В пещерах, как правило, совершался обряд бесплодия, к камням были направлены мольбы о детях. Женщины совершали определенные ритуальные действа: пролезали в отверстия в камне, терлись о менгиры, пили воду из лунок, расположенных рядом с дольменами.
         Дольмен является своеобразным символом. Он олицетворяет лоно священной горы-праматери, прародительницы всего сущего, от которой зависит жизнь и смерть всего живого. Культ мировой горы связывался с культом плодородия и размножения.
         В адыгейских фольклорных произведениях сохранилась интересная информация о божестве каменного менгира Дыгулибе. Якобы большой камень, который был порожден огнедышащей горой, служил троном для этого божества. Вокруг камня происходил обрядовый танец.
         Подобный камень сохранился в селе Заюкого. К нему приносили еду и совершали пляску великого бога. Например, на свадьбе свекровь просила одного из гостей станцевать вокруг камня с невесткой. Различные элементы указывают на плодородную сущность божества, имя которого связано с солнцем ("дыгьэ" - по-адыгски означает "солнце").

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100