«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 48% |
Когда-то давным-давно существовал карликовый народец. Было это либо одновременно с нартами, либо немного раньше. Жили ацаны в домиках и огораживали свои территории каменными стенами. Они отличались свободолюбивым характером и силой и никого не признавали над собой, и бога в том числе. Ацаны стояли на довольно высокой ступени развития - всему научились сами и кое в чем помогли нартам. Тогда возгордились человечки и стали они всячески ругать и дразнить бога. А тот не знал, что с ними делать. И вот подослал бог к ацанам своего сына (племянника), чтобы тот выведал слабые места непокорного народца. Карлики вырастили и воспитали мальчика, а бог узнал секрет их неуязвимости.
В результате произошла вселенская катастрофа и все ацаны погибли либо от великого пожара, либо от наводнения, либо от резкого похолодания. Немногие человечки спаслись и поселились где-то под землей. Они до сих пор стремятся выбраться наружу, однако все их попытки оканчиваются провалом.
Еще в результате исследований выяснилось, что у нартов был свой народный герой, мать которого принадлежала народу ацанов.
Следует отметить и существование в нартском эпосе сказания, очень сильно напоминающего греческий миф о титане Прометее и Геракле, его освободителе. Однако это и неудивительно, поскольку всевозможные варианты этой легенды присутствуют практически у всех кавказских народов.
В нартском эпосе вместо Прометея фигурирует старейшина нартов Насрен-Жаче (у абхазов - Абрскил), который вступает в борьбу с небожителями. За дерзость бог приковал его цепями к горе. А спас его и принес нартам огонь другой герой - Петерез (Батраз). Согласно некоторым версиям этой легенды, освободителем и является сын карликов и нартов.
Грузинский народный герой-богоборец Амирани успешно исполняет роль Прометея, прикованного цепями к скале, в грузинском эпосе. А это великолепная подсказка для определения точной датировки, поскольку следы образа героя можно увидеть в археологических находках (Триалетский кубок, Казбекский клад, пояс из Мцхеты), относящихся к III тысячелетию до нашей эры. Значит, кавказские мегалиты были созданы не ранее этого тысячелетия, так как, согласно сказаниям, маленький народец жил до и, частично, одновременно с нартами.
Куда исчезли нарты и каким образом это произошло? На этот счет существует два мнения. Одни считают, что нарты ушли добровольно, другие - что их исчезновение произошло в результате грандиозной катастрофы и есть ни что иное как кара божья.
В одном из адыгейских преданий причиной исчезновения нартов является маленький неприметный человечек (пецый). Из-за него нарты решили покинуть свой край, и земля досталась адыгам. Но перед тем, как уйти, нарты попросили бога Тха сделать что-нибудь, что напоминало бы людям о них. Бог исполнил их просьбу, создав такую культуру, как кукуруза.
Кем же был этот неприметный человечек? В его роли выступал современный человек. Он сильно отличался от нартов и не был сверхгероем. Это свидетельствует о том, что если испы-ацаны и существовали, то они практически не отличались от современных людей.
Становится понятным, что эпические произведения, в которых упоминаются карлики (создатели мегалитов), распространены в местностях, где расположены мегалиты - в Адыгее (Черкессии) и Абхазии. Интересен другой факт, а именно то, что в нартском эпосе о дольменах вообще не упоминается, за исключением адыгейского сказания об испах, которое, кстати, немного выделяется некоторыми моментами.
Строительство дольменов никоим образом не связано со способами погребения, упоминаемыми в эпосе. В литературе, дошедшей до наших дней, ничего не говорится и о том, что искусство обработки камня и выбор скальной породы использовались для каких-то определенных нужд. Нельзя сказать, что для культовых ритуалов и мест для игр предназначено такое сооружение, как Псынако-1.
Однако проведенное исследование показало, что в свое время дольмены были довольно посещаемы. Это доказывает и тот факт, что их каменные пробки, притертые очень точно к отверстию, были сильно истерты, как если бы ими часто пользовались. Пробку подкурганного дольмена с галереей (Псынако-1) поддерживал камень, без него она просто вывалилась бы из отверстия. Подземный проход к дольмену обладает постоянным сечением, которое составляет примерно 0,5 м в диаметре. Для того, чтобы проникнуть в подземный дольмен, необходимо было проползти около 10 м по галерее (дромосу). Последний факт позволяет предположить, что дольмены применялись в качестве сооружения для проведения различных обрядов.
Абсолютно уверенно можно сказать одно: древняя цивилизация, которая послужила основой к началу накопления серии легенд о нартах, никоим образом не связана с дольменами. Изучение отдельных событий и известных имен доказывает, что в формировании эпоса немаловажное значение имела кавказская культура. Она существовала до окончательного разграничения языков и оказала немалое влияние на развитие кавказских народностей. Археологические находки, связанные с сюжетом Амирани (Грузия), Абрсхила (Абхазия), Амира (Дагестан) или Насрена (Адыгея), указывают, что дольмены были построены уже в III тысячелетии до нашей эры. Более поздние даты их построения не имеют достаточных обоснований и их можно опровергнуть.
Предлагаем немного пофантазировать. Если хорошенько разобраться, за исключением сведений из абхазской легенды о происхождении Цвицва, нарты никак не связаны с карликами на протяжении всех их многочисленных приключений. Некоторые отдельные сказки о столкновениях с подземными гномами как-то не стыкуются с карликами - жителями вершин и хребтов. Даже в самой легенде о Цвицве ацаны никак не охарактеризованы: они ни плохие, ни хорошие, ни помощники, ни враги, ни повелители, ни подчиненные. То есть они не несут космическо-природную нагрузку подобно сказочным существам, которые обязательно заключают в себе определенную нравственную идею. Понятно, что указанный момент сильно разнит персонажей легенды как с другими существами кавказского эпоса - иныжами (айныжами), дэвами, подводными донбеттырами, небожителями и драконами, так и с карликами-гномами северного эпоса, существующими под землей.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||