«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 47% |
Цикл сказаний о народе, некогда жившем на Северном и Северо-Западном Кавказе, и составляет эпос о нартах. Сюжетные линии отдельных сказаний часто переплетаются между собой, а иногда и обрываются. Нарты считали, что вокруг них обитают всевозможные сказочные существа: великаны, гномики, жители подводного царства и драконы.
Основными действующими персонажами всех легенд являются героические и храбрые люди, нарты. Нартский эпос можно рассматривать и с точки зрения понимания культуры мегалитов, а также их предполагаемого времени возникновения. Несомненно, когда-то существовал народ, разработавший замечательную технологию обработки камня. И конечно же, он не мог бесследно исчезнуть, должно было что-то и остаться в памяти потомков в виде мифов, сказок или просто упоминаний.
Нельзя с полной уверенностью ответить на вопрос, кем являлись нарты. В сюжетных линиях сказаний легко провести параллели как с русскими и грузинскими сказками, так и с греческой мифологией.
Существуют целые научные труды по анализу божеств и небожителей доказывающие, некоторую связь нартского эпоса со скифами, а также с индоарийской и древнеиранской мифологией.
В чем же лежит причина данных расхождений во мнениях? Вероятно, все дело в том, что население, живущее на Северном и Северо-западном Кавказе, имеет разное происхождение. К примеру, абхазский и адыгейский языки родственны с древним хаттским языком, а осетины ведут свои истоки от аланов. Значит, подтверждается факт, что носителями и хранителями нартского эпоса являлись народы разные и по историко-географическому пути, и по языковому развитию.
Доказательством служит и то, что сказания, охватывающие широкий спектр человеческой жизни и имеющие множество перекрещивающихся и совершенно обособленных сюжетов, обладают общими чертами, например, везде фигурирует слово "нарт" (нярт), а также имя одной из главных или даже центральной женской фигуры Сатанай (Сатана, Сатаней, Шатана) и др. Это говорит о том, что большинство сюжетов имеют северокавказское происхождение.
Конечно же, не обошлось здесь и без заимствований, копирования сюжетов и сюжетных отражений. Но ни один эпический источник без этого не может существовать. Здесь отражаются смены вероисповеданий, которые естественным образом привносят свои сюжеты и героев.
Как же связаны мегалиты с Нартским Эпосом? Все очень просто: адыгейские народности верили, что строительство дольменов - это заслуга неких карликов - исп (спу).
Легенда гласит, что Кавказ некогда населяло племя невысоких человечков - карликов. Они жили на неприступных вершинах гор и хребтов и занимались скотоводством. Любимым средством передвижения у них были зайцы, на которых испы ездили верхом. С тех пор и существует поверье, что ноги этих длинноухих животных до сих пор спутаны человечками, поэтому они не могут бегать, как другие звери.
Испы отличались острым умом и невероятной силой, развивали ремесла и искусно работали с металлами. Главными качествами представителей этого народца являлись их независимость и свободолюбие.
По соседству с ними, но в долинах и ущельях, жили злые великаны - иныжи, которые не отличались особым умом и занимали более низкую ступень развития. Их тело покрывала длинная и густая шерсть. Жили великаны в пещерах.
Этих-то злобных монстров и поработили храбрые и сильные испы и заставили работать на себя. Иныжи занимались постройкой домов, в которых карлики жили и которые мы сейчас называем дольменами.
Возможно, испы просуществовали бы и до сегодняшних дней, но произошло какая-то катастрофа вселенского значения, и оба народа исчезли с лица земли. Немногие уцелевшие человечки переселились глубоко под землю и редко выходили на ее поверхность. Лишь иногда нарты по ночам могли встретить их предводителя - маленького старичка с длинной седой бородой, гордо разъезжающего по хребтам на петухе.
Если в Адыгее, по мнению местного населения, испы занимались строительством исключительно дольменов, то в Абхазии верят, что небольшие домики, впрочем давно исчезнувшие, и ацангуары - тоже дело их рук.
Ацангуары - это уцелевшие до наших времен изгороди из камней на вершинах хребтов. Ограждения строились самой различной формы и иногда подразделялись на несколько частей, примыкающих друг к другу.
Наиболее часто ацангуары встречаются на территории от уровня Туапсе до Абхазии.
Конечно же, существует и сказание, повествующее о радостях и горестях ацанов, или цаний, - тех же карликов, но упоминающихся в абхазском нартском эпосе. Согласно ей, ацангуары - это не только оставшиеся участки изгородей, за которыми ацаны держали скот, но и остатки их жилищ и крепостей. Исследователи утверждают, что их строительство было закончено приблизительно полторы тысячи лет до нашей эры, однако здесь существуют некоторые разногласия в отношении точной датировки, поскольку к остаткам древних изгородей, как правило, постоянно присоединялись новые и новые, а также трудно разделить развалины старых кошей и современные пристройки к ним, которые многократно использовались и реконструировались на протяжении долгих веков.
Удивительную и трудоемкую работу по сбору обрывков, частей и преданий нартского эпоса проделал абхазский исследователь и краевед Ш. Д. Инал-Апой, он также составил стройный миф о карликах - ацанах.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||