«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 42%


         Можно подумать, что и Снечкус, принимая какое-то важное решение, не забывал спросить мнение Ландсбергиса, иначе столько лет не продержался бы.
         А в действительности проблема Чюрлёниса решалась на высшем уровне. Не знаю, то ли по собственной инициативе, то ли по чьему-то совету, во время одного совещания Антанас Вянцлова дал писателям такое задание:
         - Разыщите отзывы Ленина, Горького, Ромена Роллана о Чюрлёнисе. - Он достал выпущенную в 1914 году книжицу критика Эткинда о выставке работ знаменитого художника в Петрограде. - Загляните, здесь есть интересные мысли.
         Писатели всё нашли. Сейчас эти цитаты можно увидеть в любом серьёзном альбоме Чюрлёниса, но тогда было не так просто всё изложить в письменном виде. Собранный материал и аргументы писателей председатель отнёс в Центральный Комитет вместе с С. Чюрлените, которая в своё время обращалась к Ленину с просьбой возвратить картины с выставки в Литву. Ленин спросил её, смогут ли литовцы гарантировать надлежащее хранение и охрану этих шедевров? Получив утвердительный ответ, он разрешил перевезти все произведения в Каунас. В конце письменного обращения в ЦК была изложена гениальная мысль, я бы сказал, высочайший образец дипломатии: если объятая разрухой межвоенная Литва, выполняя своё обещание вождю пролетариата, могла построить приличный музей Чюрлёниса, то почему мы, утопающие в богатстве, изобилии, держим его закрытым? Не знаю, куда это обращение пошло, но то, что оно адресовалось не вильнюсскому, а московскому руководству, ни у кого из нас не вызывало сомнений. Это предложение потом довольно часто использовали в качестве безотказного громоотвода во всех аргументах поклонников и сторонников Чюрлёниса. Даю голову на отсечение, что во всех таких делах чувствовался почерк Снечкуса. Подобным же образом он защитил от хрущёвских нападок реставрацию Тракайского замка, постановку кинофильма "Геркус Мантас", посоветовав мне собрать все высказывания классиков марксизма о восстании пруссов.
         И только потом, когда несостоявшийся музыкант написал книгу об искусстве Чюрлёниса, вспыхнул скандал совсем другого типа. Взяв на время у Чюрлёниса письма, Ландсбергис некоторые из них использовал для плагиата, за что на него подали в суд. Избегая по этому вопросу острых углов, ЦК постарался загладить неприглядный факт. И вот теперь этот "Копейколюб" (прозвище, полученное за провозглашённую правительством консерваторов, возглавляемых Ландсбергисом, политику "чистых рук", отмеченную особенно грязной приватизацией) придумал какой-то сбор средств или бизнес, и снова поневоле мне вспомнилась Индия, когда он собирал у нас неиспользованные кусочки мыла в красочной упаковке. Поначалу я думал, что профессор собирал их для раздачи нищим детям, но когда узнал, что он их обменивает на флакончики с мумиё, отказался ему отдавать. Но тогда не я его пристыдил, а он счёл меня невеждой:
         - Если не мы, то другие их соберут. Почему они должны пропадать даром?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100