«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 81% |
Опросы являются важным источником для изучения долговременных тенденций в американском общественном мнении. Аккумулированные за многие годы результаты опросов дают обширный эмпирический материал, к которому обращаются исследователи различных аспектов общественно-политической жизни страны.
По мнению автора, американцам удалось создать систему мониторинга оперативной и стратегической социальной информации с помощью опросов.
В условиях создания информационного общества, единого мирового информационного пространства это крайне необходимо. Более того, на наш взгляд, именно система диагностики общественного мнения (причём как в США, так и в мире в целом) позволяет США добиваться успеха в глобальном информационно-психологическом противоборстве за доминирование в мировой информационной среде, развернувшейся между ведущими странами мира.
Если рассмотреть сам процесс формирования общественного мнения, на наш взгляд, его можно представить следующим образом.
Когда где-то происходит какое-либо событие, явление, то индивид или социальная группа могут выразить к нему отношение только после получения информационного сообщения (ИС) об этом событии, явлении. Как правило, ИС поступает с помощью средств массовой информации (однако это может быть и кино, театр, школа и т. д.).
Очень важен для выработки определённой оценки и комментарий, который будет дан данному информационному сообщению. Например, диктор радио (или телевидения) может после самого текста сообщения дать какие-то свои оценки. Комментарии по отношению к самому ИС, могут быть следующими:
К1 - очень позитивными,
К2 - позитивными,
К3 - нейтральными,
К4 - негативными,
К5 - очень негативными.
В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определённых мер, направленных на это, получила название "убеждающей коммуникации". Американским исследователем Г. Лассуэллом для изучения для убеждающего воздействия средств массовой информации, была предложена модель коммуникативного процесса:
1. Кто? (передаёт сообщение) - коммуникатор.
2. Что? (передаётся) - сообщение (текст).
3. Как? (осуществляется передача) - канал.
4. Кому? (направлено сообщение) - аудитория.
5. С каким эффектом? - эффективность.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||