«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 13% |
Если 11 декабря законопроект о предприятии не получил одобрения Политбюро, то 25 декабря им было принято постановление о создании смешанных обществ с участием иностранного капитала (598).
Когда на следующий день я открыл газету "Правду" и ознакомился с информацией о принятом решении, то первый вопрос, который возник у меня: что это - случайное совпадение или же рождественский подарок? И тогда появились первые подозрения относительно замыслов М.С. Горбачёва. Однако его авторитет был тогда настолько велик, что все, с кем я делился своими подозрениями на этот счёт, поднимали меня на смех. Между тем эти подозрения ещё более усилились, когда стало известно, что упоминаемое постановление Политбюро было облечено в форму указа Президиума Верховного Совета СССР (599) и постановления Совета министров СССР (600) 13 января 1987 г., т.е. в канун старого Нового года.
После этого мне оставалось неясным только одно: является ли это дипломатической игрой или же свидетельствует о том, на кого ориентируется перестройка.
Опубликованный указ реализовал ту идею, над которой думал ещё Ю.В. Андропов. Он допускал создание трёх видов смешанных предприятий - с участием капитала стран "народной демократии", стран третьего мира и капиталистических государств. Доля советского участия должна была быть не менее 50 процентов. Пропорционально этому предполагалось и распределение мест в руководстве смешанных обществ, и распределение прибыли. Причём смешанные общества получили право открытия счетов за границей, а иностранные участники - возможность вывоза прибыли за рубеж.
Этим самым предполагалось достижение по крайней мере двух целей: получение доступа к новейшим зарубежным технологиям и расширение экспорта советской продукции.
Однако когда Ф.В. Кристиансу был задан вопрос о возможности с помощью смешанных обществ "получить доступ к новейшей технологии и менеджменту", он сразу же "заявил, что эта идея обречена на провал", т. к. ни одно солидное предприятие не бросится рисковать (601).
Поэтому деятельность создававшихся смешанных обществ ограничивалась главным образом экспортно-импортными операциями. Причём и здесь принятый закон открывал новые возможности для криминальных элементов, так как позволял им создавать фиктивные смешанные общества и через них не только вывозить половину прибыли за рубеж, но и класть её там на банковские счета.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||