«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 66% |
Но только ли Ф. М. Достоевский?
В "Теленке" Александр Исаевич с самым серьезным видом (как подобает только человеку исключительной скромности) приводит слова, будто бы сказанные ему осенью 1965 г. К. И. Чуковским: "О чем Вам беспокоиться, когда Вы уже поставили себя на второе место после Толстого" (7). Значит, не только Федор Михайлович не сумел подняться до уровня Великого писателя земли русской, но и А. П. Чехов, и Н. А. Некрасов, и Н. В. Гоголь, и М. Ю. Лермонтов, и А. С. Пушкин, и прочие, и прочие, и прочие. И с этим спорить? Ведь ни у кого из них нет такой эпопеи, которую написал Александр Исаевич. А все собрание сочинений М. В. Лермонтова умещается в двух томах. Разве можно поставить его рядом с двадцатитомным собранием сочинений А. И. Солженицына?
Свою особую роль в этом мире Александр Исаевич осознал очень рано.
В одном из фронтовых писем Наталье Алексеевне, так же демонстрируя редкую скромность, он писал:
"Будучи у меня на фронте, ты сказала как-то: не представляю нашей будущей жизни, если у нас не будет ребенка. Рожать и воспитывать сумеет чуть ли не всякий. Написать художественную историю послеоктябрьских лет могу, может быть, только я один, да и то, - разделив свой труд пополам с Кокой (Н. Д. Виткевич - А.О.), а может быть, и еще с кем-нибудь. Настолько непосилен этот труд для мозга, тела и жизни одного" (8).
Понять Александра Исаевича нетрудно. Действительно, кто же, кроме него, мог одолеть "художественную историю послеоктябрьских лет"? Ведь Льва Толстого к тому времени уже не было.
Однако, как мы знаем, и Александру Исаевичу не удалось справиться с этой задачей. То ли потому, что рассорился с Кокой. То ли потому, что не с теми, с кем нужно было, "разделил свой труд пополам". То ли потому, что, забыв о последствиях, тоже стал, как "всякий" "рожать и воспитывать" детей.
Но вполне возможно, что причина этого в другом. Дело в том, что, оказывается, Александр Исаевич не волен в своих действиях и поступках. "То и веселит, то и утверждает, - констатирует он, - что не все я задумываю и провожу, что я - только меч, хорошо отточенный на нечистую силу, заговоренный рубить ее и разгонять. О, дай Господи, не переломиться при ударе. Не выпасть из Руки Твоей" (9).
Как тут не вспомнить героя романа Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" Фому Фомича Опискина, о котором другой персонаж этого же романа Степан Алексеевич Бахчеев бросил удачную фразу: "Такого самолюбия человек, что уж сам в себе поместиться не может" (10).
"Толстой, - пишет В. Н. Войнович, - как-то сказал, что оценивать человека можно дробным числом, где в числителе стоят реальные достижения оцениваемого, а в знаменателе - то, что он сам думает о себе... Числитель у Солженицына был когда-то очень высок, но и тогда знаменатель был выше. Со временем разрыв между двумя показателями (первый снижался, второй рос) увеличивался и достиг катастрофического несоответствия" (11).
Итак, оказывается, человек, призывающий других жить не по лжи, сам этим принципом никогда не руководствовался. Человек, называющий себя христианином, сам христианские заповеди никогда не соблюдал. Человек, призывающий других к самопожертвованию, сам ничем жертвовать не желал и не желает. Человек, утверждающий, что мир может спасти от гибели только нравственная революция, сам оказывается существом безнравственным.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||