«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 52% |
Одинаково осуждая в первом издании и правительственный и революционный террор в 1905-1907 гг., А. И. Солженицын подобным же образом оценивал в первом издании "Архипелага" террор как красный, так и белый. Во втором издании этот вопрос освещался совершенно иначе:
1 издание
"Во всех веках от первого Рюрика была ли полоса таких жестокостей и стольких убийств, как в послеоктябрьской Гражданской войне?" (Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1 изд. Т.1. 436).
2 издание
"Во всех веках от первого Рюрика была ли полоса таких жестокостей и стольких убийств, какими большевики сопровождали и закончили Гражданскую войну" (Солженицын А. И. Собрание сочинений. Т.5. С.422).
Касаясь далее вопроса о депортации в Советский Союз бывших эмигрантов и предании здесь их суду, Александр Исаевич писал:
1 издание
"Я не знаю, какими именно белогвардейцами были они... в гражданскую войну: теми, исключительными, которые без суда вешали каждого десятого рабочего и пороли крестьян, или не теми, солдатским большинством" (Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1 изд. Т.1 С.272).
2 издание
"Что их сегодня обвинили и судили - никак не доказывает их реальной виновности даже в прошлом, а лишь месть советского государства" (Солженицын А. И. Собрание сочинений. Т.5. С.262).
В первом издании А. И. Солженицын специально подчеркивал, что Советский Союз признал Гаагскую конвенцию (о помощи военнопленным) только в 1955 г., давая тем самым понять, что в этом вопросе он продолжал политику царского правительства (25). Во втором издании подобная двусмысленность была устранена (26). Рассуждая в связи с этим о судьбе тех военнопленных, которые пошли служить оккупантам, Александр Исаевич пишет: "И как правильно быть, если мать продала нас цыганам, нет, хуже - бросила собакам? Разве она остается нам матерью? Если жена пошла по притонам - разве мы связаны с ней верностью? Родина, изменившая своим солдатам - разве это Родина?" (27).
Да, отказавшись подписать Гаагскую декларацию, СССР обрек своих военнопленных на более тяжелое положение чем то, в котором оказались военнопленные других стран. Да, огромное их большинство было невиновато в том, что оказалось в немецких концлагерях. Но если мать не смогла уберечь своих детей от собак, разве можно ее обвинять в том, что она бросила их на растерзание? И разве можно говорить о жене, которая сама отбивалась от этих собак, что она пошла по притонам? Для чего нужны были А. И. Солженицыну подобные кощунственные обвинения? Чтобы снять вину с тех военнопленных, которые, оказавшись в плену, пошли на сотрудничество с фашистами и подняли руку на свой народ, т. е. для оправдания предательства.
Таким образом, мы видим, что во втором издании "Архипелага" нашла отражение совсем иная философия истории, чем в первом, совсем иные политические взгляды. Если первое издание было пронизано западничеством, то второе - славянофильством, если в первом издании критика советской власти велась с позиции либеральных ценностей, то во втором издании - с позиций консерватизма, если в первом издании сталинизм фактически отожествлялся с гитлеризмом, то во втором издании сквозила критика фашизма за упущенные возможности - нежелание пойти на союз с власовцами.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||