«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 47%


         По выходе сборника Александр Исаевич провел пресс-конференцию, "проанализировал статьи сборника и изложил свою идею нравственной революции" (12). Прежде чем характеризовать основные идеи, с которыми выступил А. И. Солженицын на страницах этого сборника, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что в "Теленке" он пренебрежительно и даже оскорбительно отозвался о упоминавшихся ранее публикациях М. П. Лобанова и В. А. Чалмаева, в своих статьях по сути повторял и развивал основные их идеи. Причем предложенное им понятие "образованщина" - это более оригинальное, но менее удачное обозначение того явления, которое М. П. Лобанов назвал "просвещенным мещанством" (13).
         Главное содержание опубликованных А. И. Солженицыным статей можно свести к следующему:
         1) будущее общества зависит от трех факторов: кризиса Запада, угрозы Востока и пробуждения православной России;
         2) кризис западного общества зародился еще в эпоху Возрождения и связан с распространением атеизма;
         3) в результате этого демократизация общества привела к замене культа Бога культом вещей, к утрате обществом нравственных ценностей;
         4) сама по себе демократизация предоставляет человеку только внешнюю свободу, между тем существует и свобода внутренняя, в результате чего внутренне человек может быть свободен даже в условиях внешней несвободы;
         5) подобная внутрення свобода возможна в условиях просвещенного авторитаризма;
         6) современная просвещенная часть общества - интеллигенция представляет собою образованщину, сознание которой изуродовано атеизмом и культом вещей;
         7) возрождение нравственных ценностей невозможно без возвращения к Богу;
         8) в результате перед обществом открывается альтернатива: или гибель всего человечества, погрязшего в вещизме, или или создание "новой религиозной цивилизации";
         9) эта новая цивилизация должна представлять собою совокупность обособленных друг от друга наций;
         10) взаимодействие и взаимообогащение разных национальных культур должно быть источником их развития (14).
         Игнорируя, что наряду со свободным и сытым Западом есть угнетенный и голодный Восток, что в мире идет ожесточенная экономическая борьба, которую невозможно остановить религиозными проповедями, что существующие религиозные представления давно уже вошли в непримиримое противоречие с развитием науки и техники, что идея внутренней свободы по существу означает примирение с насилием, А. И. Солженицын обрушивался на своих оппонентов.
         "...Солженицын в своей статье "Образованщина", - пишет А. Л. Янов, - не скорбел, не плакал и не пророчествовал. Солженицын бил. Вложив в этот удар весь свой авторитет и мировую славу, Солженицын бил теперь по не вождям (с ними он согласен был на диалог), бил по своим. По бывшим диссидентским союзникам, по самиздатовским мыслителям, по интеллигентам, мучительно ищущим выхода из российского тупика (в том числе и по тем, кто самоотверженно выступал в его защиту). Он был беспощаден. Он не считался с тем, что, когда писалась эта статья, он, как точно заметила Юлия Вишневская, "слишком хорошо знал, что его авторитет в "образованщической" среде - огромен, что любая критика его взглядов может быть расценена чуть ли не как сотрудничество с КГБ"" (15).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100