«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%

Часть вторая

В крымском подполье


         Скрываясь от ареста в Петербурге, я с товарищем Зайцевым направился в Крым под фамилиями двух рабочих - Петра Малаканова и Ивана Сырцова. Партийные явки в Москве и Харькове были вехами, которые указывали подпольный путь к нашей цели.
         Где-то далеко позади, уже в прошлом, маячили туманный Петербург и притаившийся в море грозный Кронштадт. Чем дальше уносил нас поезд, тем тоньше становились нити, связывающие с уходящим прошлым, и, болезненно натягиваясь, рвались.
         Крым мы знали из книг и рассказов, которые рисовали его "земным раем", где люди живут среди садов и виноградников в довольстве, где вечно греет солнце, где не бывает зимы. "Сказочная страна". Поэтому мы ехали в Крым с радостным ожиданием.
         И действительно, "сказочный Крым" встретил нас сияющим солнцем, цветущими садами, но неприветливо, скупо и голодно. Сказка исчезла, как только мы вступили на улицы города. Призрак нищеты так же витал над Крымом, как и над всей остальной Россией.
         Симферополь - административный центр Крыма - степной, не промышленный город, по преимуществу город мелкой и средней торговли. Мы на первых же порах встретились с гнетущей тяжестью безработицы.
         В крепости наших паспортов уверенности не было, поэтому организация решила поселить нас пока на конспиративной квартире в "коммуне".
         "Коммуна" ютилась в дебрях татарской слободки, а потому была мало доступна внезапным полицейским налётам.
         Каменная клеть, зажатая между двумя саклями в тесном дворике, без окон, с дырой в потолке, откуда лился полосой свет, и дверь: всего два отверстия. Пол земляной, нары, две табуретки, ящик вместо стола - он же шкаф, мангал для варки пищи, закоптевший чайник, кастрюля и сковорода составляли весь инвентарь "коммуны". На пороге клети сидел перед подставкой грузин и старательно водил карандашом по рисовальной бумаге. В результате его стараний на бумаге красовался известный рисунок "Качели". Высокий, средних лет, чёрный, с большими плазами "художник" был тощ, что вызывало подозрение о малой доходности его работы. Второй грузин лежал на нарах и тоненьким гортанным голоском тянул что-то грустное. На ногах у обоих были крымские лёгкие, а главное, дешёвые чувяки. Был и ещё один обитатель "коммуны", но его налицо не оказалось: он работал в заготовочной мастерской на "подёнщине"...
         Наш приход никакого волнения среди "коммунаров" не вызвал.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100