«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 85% |
Обратимся теперь к часто упоминаемому в данном контексте термину "аннексия". В преамбуле договора между РСФСР и Литвой "Об основах межгосударственных отношений" от 27 июля 1991 г. (его оценка на предмет соответствия законодательству тогда еще общего союзного государства СССР - предмет отдельного исследования), действительно, содержится ссылка на важность "устранения Союзом ССР нарушающих суверенитет Литвы последствий аннексии 1940 г.". Этот термин - "аннексия" - появился в данном документе сугубо в результате волюнтаристского решения политиков, его подписавших, поскольку общепринятой или хотя бы устоявшейся международно-правовой квалификации на данный счет не существовало и не существует. Речь, в любом случае, идет в договоре о политической констатации присоединения без его квалификации как незаконного действия. Присоединение стран Прибалтики к СССР в 1940 г. не было односторонним актом, осуществлялось на основании соответствующих обращений их высших органов государственной власти и, таким образом, не противоречило международному праву того времени. Как не противоречило ему и присоединение к территориям стран Антанты отошедших им в результате итогов Первой мировой войны территорий Германии и ее союзников, которое также было осуществлено с согласия присоединяемого государства. Кстати, одним из последствий вхождения Литвы в СССР стало закрепление за ней территорий, обретенных при прямой поддержке Москвы в октябре 1939 г. (Вильнюс, Вильнюсский край, присоединенные в октябре 1920 г. к Польше) или возвращенных в 1945 г. (Клайпеда, Клайпедский край, оккупированные нацистской Германией 23 марта 1939 г.).
Итак, события июня 1940 г. в Прибалтике согласно хорошо известным историческим фактам и действовавшим в тот период нормам международного права (пусть и весьма зыбким) под определение оккупации не подпадали. В качестве недопустимого метода международных отношений угроза применения силы была приравнена к ее фактическому применению лишь в Уставе ООН и других документах этой организации (Международное право. Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов. М., 1994. С. 33). На рубеже 1930-1940-х гг. Советский Союз действовал в русле тех "правил игры", которые в то время практиковали Великие державы (http://www.mid.ru/Brp4.nsf/arh/547AEF71875A8D58C3256E3900223E2F?OpenDocument).
Можно критиковать методы советских представителей в этих странах в переходный (июнь - август 1940 г.) период и обсуждать степень легитимности проведенных там выборов, однако делать это надо на основе единых подходов. Позиция сил, находящихся сегодня у власти в Латвии, Литве и Эстонии (выборы 1940 г. нелегитимны, так как предвыборная кампания и сами выборы происходили в условиях присутствия иностранных войск и вмешательства иностранных представителей во внутренние дела страны), не соотносится ни с трактовкой их собственного обретения независимости, которая, как известно, провозглашалась именно в условиях иностранной оккупации и отнюдь не демократически избранными органами, ни с их же позицией по Ираку, о которой говорилось выше. Если, конечно, не следовать принципу "цель оправдывает средства".
Осуждение же сталинских массовых репрессий, прокатившихся по всему Советскому Союзу и затронувших Прибалтику в 1940-1941 и 1949 гг., было осуществлено еще во времена СССР, и возвращаться сегодня в России на официальном уровне к переоценкам этих страниц истории нет никакого смысла.
Не вызывает сомнений, что исследование международно-правовых и исторических обстоятельств событий 1939-1940 гг. в Прибалтике, как и в Европе в целом, будет продолжаться. Ясно и другое: подходы России, с одной стороны, и официальных властей Латвии, Литвы и Эстонии, с другой, если, конечно, в этих странах не произойдет демократических изменений, вряд ли существенно сблизятся. Дело в том, что, как становится все более очевидно, речь в данном случае идет не о научном, а о политическом споре. Взятой ими на вооружение концепцией "оккупации" прибалтийские политики и официозные историки не просто стремятся "защититься" от давящего груза собственной истории, не просто пытаются оправдать усилия по развалу СССР, не просто стимулируют поддержку Запада в становлении своих государств. Главное, чему служит концепция "оккупации", - это оправдание дискриминации нетитульного населения, лишения политических и социально-экономических прав значительной части постоянных жителей Латвии и Эстонии с целью закрепления власти и собственности в этих странах за определенными этнократическими элитами. Таким образом, содержавшаяся в упомянутом постановлении Съезда народных депутатов СССР установка на то, что "осознание сложного и противоречивого прошлого" призвано "обеспечить каждому народу Советского Союза возможности свободного и равноправного развития", сработала с точностью до наоборот. Впрочем, иначе, с учетом политической позиции тех, кто инициировал это постановление, и быть не могло.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||