«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 82% |
В особенно трагическом положении оказались те области науки, которые долгие годы составляли нашу гордость, например математика. По вычислениям Л. Д. Фаддеева, академика-секретаря отделения математики РАН, расходы отделения математики АН СССР составляли стоимость одного танка в год, современные же расходы этого отделения на математику составляют одну десятую стоимости танка. Фундаментальная наука вроде математики стоит по масштабам государства гроши, но деньги России идут в другую сторону...
Оклад главного научного сотрудника Математического института РАН (каковым и я являюсь) составляет меньше ста долларов в месяц. Он примерно в сто раз меньше зарплаты моих американских коллег...
То, что в России ещё остались математики (а также учёные других сильных у нас школ), упорно не желающие эмигрировать и воспитывающие новые поколения талантливых студентов, - свидетельство своеобразного героизма (а с точки зрения наших западных коллег - глупости), традиционного для российской интеллигенции. Но долго удержаться такое состояние не может.
К сожалению, сейчас уровень математической грамотности страны в целом начал катастрофически падать. Запланированная Министерством образования "гуманизация" и "гуманитаризация" предусматривает существенное уменьшение числа часов на математику с использованием высвободившихся часов на такие предметы, как макраме и коневодство.
Видимо, таким способом стремятся приблизить наш (достаточно высокий) уровень математического образования к американскому (традиционно низкому) в то самое время, когда сами американцы начинают перенимать наш опыт для радикального улучшения своего математического образования, которое они поставили себе целью сделать лучшим в мире. Математически грамотный человек сразу понимает, что означает сообщение о том, что средняя продолжительность жизни мужчин в Германии перевалила за 80 лет, а в России - близка к 60 годам. Сокращение средней продолжительности жизни на десять лет эквивалентно (по потере человеко-лет) в масштабах СССР единовременному эффекту от расстрела порядка 80 млн. граждан, а в масштабах России - порядка 40 млн.
Будущее России, заменяющей обучение дробям изучением макраме, представляется печальным. Конечно, эффект от уничтожения математической культуры скажется не мгновенно. Но пример Германии (которая до сих пор не сумела ликвидировать созданное нацизмом отставание в этой области) показывает, что сохранение высокого научного и образовательного уровня является стратегической задачей с очень высоким приоритетом.
Если она не будет в ближайшее время решена у нас, то мы окажемся на многие десятилетия (возможно, навсегда) отброшенными на позиции страны четвёртого мира".
Смысл статьи [27] - боль за Россию. Её автор, Владимир Игоревич Арнольд, - академик РАН, выдающийся математик, ученик одного из крупнейших математиков XX века А. Н. Колмогорова.
Симон Шноль - известный специалист, проводивший оригинальные исследования по биологическим проблемам в научном центре "Пущино". Статья, написанная им в конце 1997 г., выражала протест против планировавшегося тогда разгона трети научных сотрудников РАН с целью ускорения ликвидации науки в России. В его статье, в частности, говорится [28]:
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||