«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 7% |
Любое, даже самое незначительное воспоминание о Древней Руси и Новгороде связано с торговым путем "из варяг в греки". Проще говоря, речь идет о торговом соединении Балтийского и Черного морей. Согласно современным представлениям, Новгород являлся олицетворением этого пути, играл здесь самую значимую роль.
Рассмотрим знаменитый торговый путь "из варяг в греки". Схема: Киевская Русь в 9-11 веках. Составитель и редактор карты кандидат технических наук, доцент В.В. Глушков. Рассмотрим первую часть знаменитого пути: от Швеции до Витебска. Начинаем движение от надписи: "Швеция, варяги", далее - Балтийское море, Финский залив, р. Нева, Ладожское озеро, р. Волхов (Новгород), озеро Ильмень, р. Ловать, далее посуху 60 километров до Витебска. Всего 1500 километров в современном исчислении.
И на этой же карте сам Глушков обозначает другой маршрут до Витебска: "Швеция, варяги", Балтийское море, р. Даугава, р. Зап. Двина - Витебск - всего 800 километров. Выходит на 700 километров короче, чем через Новгород. Значит, недели на две, а то и на месяц быстрее. К тому же не надо ждать, пока с северных рек сойдет лед. Ведь даже в апреле, во время "Ледового побоища", лед выдерживал коней и рыцарей, закованных в железо. Значит, через Западную Двину есть возможность раньше начать навигацию. Возможно, на месяц или на два. Ну и, конечно, воспользовавшись "новгородским" путем, купцы вынуждены, бросив ладьи на Ловати, 60 километров тащить товары "на себе" посуху до Витебска. В то же время, используя короткий путь, нет необходимости покидать ладью, а тем более бросать ее неизвестно где. Сел в ладью в Швеции, вылез в Витебске. Не правда ли, удобней?
Все вышеперечисленное дает право усомниться в "величии" новгородского пути. Никто не поедет по плохой, длинной дороге, если есть хорошая, короткая. Тов. Глушков, как кандидат технических наук, не может не понимать таких простых вещей. Но все равно северный путь через Новгород он называет "из варяг в греки", а короткий, удобный, никак не называет. Вроде это и не путь вовсе. Очевидно, не может товарищ Глушков поступить иначе. Не имеет права. Путь "из варяг в греки" должен проходить через Новгород! Хоть ты тресни!
Оставим пока эту часть пути от "варягов-шведов" до Витебска. Следуем из Витебска далее. Чтобы снова попасть на воду, надо опять от Витебска до Смоленска "на себе" посуху тащить товары еще 150 километров. Там возобновляется водная часть пути по Днепру. Но по Днепру можно только плыть, а ладьи бросили в Ловати или в Витебске. Строить новые, покупать, нанимать? Большие сложности, хотя некоторые кабинетные историки утверждают, что ладьи надо тащить на себе вместе с товаром. Тогда зачем вообще реки нужны? Взвалил на себя ладью на берегу Балтийского моря и попер не спеша к Черному. 200 км или 1000 не такая уж принципиальная разница. А вот если в Витебске не высаживаться, а проплыть дальше по Западной Двине, по р. Меже и войти в р. Обща, то обнаружим, что между истоками р. Обща и истоками Днепра всего 6 километров. Ладьи плоскодонные, "посадка" неглубокая, до истока Межи дойдут. А там их на каты (бревна одинаковой толщины) поставить и по "накатной" дороге в Днепр.
И дорога "накатная" там давно имеется, по бокам камнем речным обсыпана, это чтоб у каторжан лапти в расхлябицу "не плыли". Товар с суденышек пока снять. Ладейки легенькие станут. Идут за милую душу. "Посуху - аки по воде". До полудня уже в Днепре будут. И бросать их не надо, и новые покупать, и мороки с перекатом никакой. Правда, у каторжников работенка тяжкая. Хоть и деньги им немалые платят, а охотников лямку тянуть мало. Хорошо, хоть "лес валить" заставляют душегубов и прочих воровских.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||