«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 66% |
2. Подавление путем демонстрации бессмысленности войны. Главный акцент в использовании приема делается на том, что война сопряжена с огромными жертвами, не имеющими никакого смысла. Обычно при этом превалируют сентиментальные или ностальгические мотивы.
Например, английская листовка, выпущенная после высадка десанта в Нормандии, была оформлена в виде рисунка, наглядно указывавшего на огромные и напрасные жертвы немцев (рис. 29).
3. Подавление путем показа реальности гибели или увечья. Этот прием схож с предыдущим, но его главная цель иная. Надо внушить: даже если противник победит, многие его солдаты и офицеры будут либо убиты, либо искалечены, либо останутся после войны без средств к существованию.
В качестве примера можно привести американскую листовку такого типа, рассчитанную на иракских военнослужащих, на которой изображен солдат с сидящим на его плечах Саддамом Хусейном. Текст листовки:
"Я переправился через Шатт Аль-Араб, как ты приказал, и я подчинялся твоим приказам.
Я чувствую, как смерть стучится в дверь каждый раз, когда мы идем в атаку. Я на последнем вздохе".
Подобную листовку использовали в годы Второй мировой войны и американцы против японских военнослужащих, оборонявших алеутские острова Атту и Кыска. В ней говорилось:
"Гарнизон будет сброшен с островов так же неизбежно, как осенью сбрасывает листья дерево кири" (символ смерти в Японии).
4. Подавление путем ссылок на те реальные трудности (нехватка продовольствия, боеприпасов, медикаментов и др.), которые испытывает противник. Надо внушить, что такие трудности приобрели постоянный характер и все больше усугубляются.
Во время Великой Отечественной войны немцы сбрасывали с самолетов иллюстративные листовки подобного содержания в тыловых районах СССР. То же самое делали американцы, сбрасывавшие открытки с изображением японских деликатесов окруженным японским частям в Северной Бирме, испытывавшим острую нехватку продовольствия.
5. Подавление путем аппеляции к неудовлетворенным сексуальным потребностям военнослужащих. Сексуальные потребности действительно не могут быть удовлетворены во время боевых действий, и это часто используется в рассчитанной на него пропаганде.
В 1942 г. японцы сбрасывали с самолетов на позиции войск США на Филиппинах листовку-открытку с изображением молодой женщины в вечернем платье. Внизу был текст: "О, моя дорогая, как чудесно произносили твои уста эти слова "С новым годом, с новым счастьем!" Идея этой листовки основывалась на широком увлечении американских солдат фотографиями подобного рода и заключалась в пробуждении тоски по женщине (рис. 30).
6. Эмоциональное подавление путем утверждений о том. что "пока солдат сражается на фронте, его семья терпит в тылу притеснения, его близкие остались без средств к существованию, а жена вынуждена заниматься проституцией". Так, в 1940 году немцы распространяли замаскированные листовки, ориентированные на французских военнослужащих, цель которых - пробуждение тревоги за будущее своей семьи (рис. 31). В листовках подобного рода эксплуатируются такие чувства, как тоска по дому, беспокойство за судьбу родных людей, переживание одиночества и т.п.
Еще один пример - японская листовка начала 1945 г., эксплуатирующая сразу две темы: сексуальной неудовлетворенности американских солдат и их тоски по дому, по прежней мирной жизни (рис. 32). Японцы удачно использовали картинку из американского журнала.
Специалисты психологической войны выработали ряд рекомендаций по использованию эмоционального подавления:
1. Необходимо правильно выбирать объект внушения. Наиболее эффективным является эмоциональное подавление противника, находящегося в окружении или отступающего, испытывающего различного рода трудности, морально-психологический потенциал которого низок.
Так, во время боев на Ленинградском фронте в 1941-44 гг. более низким морально-психологическим потенциалом обладали войска союзников вермахта: финские части, "норвежский легион", голландский легион СС "Нидерланды". А боевые качества 250-й испанской "голубой дивизии" были настолько низкими, что немцы презрительно называли ее солдат и офицеров "drei Sch" (три "Г"). Соответственно, основное внимание советская специальная пропаганда направляла на эти слабые звенья в немецкой группировке.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||