«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 49%


         Гонение на русский язык в государственных школах побудило жителей собирать средства и открывать частные русские гимназии. По свидетельству галицкого писателя С. Медвецкого, когда такая гимназия открылась в Бучаче, "наплыв учеников был настолько велик, что пришлось построить два больших здания - для гимназии и общежития". На собранные населением средства учебные заведения с русским языком обучения функционировали во Львове и других крупных городах. Влияние "москвофильства" ощущалось и в украинизированных государственных школах. Так, "национально сознательный" учитель черновицкой гимназии Шпойнаровский доносил начальству, что в письменных работах некоторые ученики употребляют запрещённые буквы "ы" и "ъ", неправильно произносят слова (например, говорят "мой" вместо "мiй", "есть" вместо "э" и др.), пишут сочинения с примесью русских выражений, нелегально "учатся по-великорусски" и "не считают себя отдельным народом от великорусов". Доносы Шпойнаровского стали причиной исключения из гимназии пяти учеников и применения более мягких наказаний к ещё тридцати учащимся, но окончательно победить "москвофильство" педагогическая администрация не смогла.
         Массовым явлением было самостоятельное изучение русской литературы и языка, а также истории и географии России в существовавших при городских гимназиях общежитиях (бурсах), где проживали иногородние ученики и приехавшие на учёбу дети крестьян. Как ни препятствовали этому власти и учебное начальство (в бурсах регулярно проводились обыски и найденная у ученика русская книжка служила достаточным основанием для исключения из гимназии), общежития стали деятельными центрами русской жизни. В галицких сёлах миссию обучения крестьянской молодёжи русскому литературному языку взяли на себя студенты. "На сельских торжествах парни и девушки декламировали стихотворения не только своих галицких поэтов, но и Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Майкова и др. По деревням ставили памятники Пушкину. Член Государственной Думы граф В.А. Бобринский, возвращаясь со славянского съезда в Праге через Галичину с галицкими делегатами этого съезда, на котором он с ними познакомился, и, присутствуя на одном из таких крестьянских торжеств их деревни, расплакался, говоря: "Я не знал, что за границей России существует настоящая святая Русь, живущая в неописуемом угнетении".
         В то же время украинская литература абсолютно не имела успеха в Галиции. "Десять-пятнадцать лет проходит, пока книга Франко, Коцюбинского, Кобылянской разойдётся в тысяче-полторы тысяче экземпляров, покроет типографские расходы и какой-нибудь маленький гонорарчик, заплаченный автору. Возможна ли в таких обстоятельствах какая-нибудь литературная работа, какое-то энергичное движение книжное? Разумееется, совсем невозможна" - жаловался М.С. Грушевский. Уместно привести и свидетельство галицко-русского деятеля О.А. Мончаловского: "Один Н.В. Гоголь, которого повесть "Тарас Бульба" разошлась недавно между сельским народом Галиции в тысячах экземпляров, больше имеет значения, чем все "руско-украинские" писатели в Галиции и России вместе взятые".
         "Национально сознательные" деятели откровенно презирались народом. Современные украинские историки (ненькопатриоты) отмечают, что "украинцев и социалистов" считали в Галиции "полонофильскими элементами". "Много наших забрали уже поляки, пусть берут и сих Иуд искариотских" - говорили галичане об украинофилах. "Украинство - это детище поляков, любимое и ласкаемое ими, созданное именно для уничтожения русского движения, русского духа" - писала галицкая пресса.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100