«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 48% |
Не оправдывая галицких украинофилов, нужно всё-таки признать, что иного выхода, кроме пребывания в "сиянии австрийской лояльности" у них не было. Эти деятели попадали в парламент только благодаря поддержке власти и уже поэтому не могли входить с ней в конфликт, что при борьбе за интересы народа было бы неизбежно. К тому же украинофилы считали, что нищего и бесправного мужика легче увлечь "украинской национальной идеей". "Если нашему хлопу дать немного достатка, то он будет лежать под грушкой и ничего не будет делать" - говорил в узком кругу один из лидеров галицких "национально сознательных" К. Сушкевич.
Несколько на иную, чем М.С. Грушевский, причину распространения "москвофильства" указывают некоторые современные украинские (тоже "национально сознательные") историки. "Следует учитывать, - пишут они, - что феномен русофильства не исчерпывался политическим аспектом, а включал и многоуровневую философскую и психологическую систему мировосприятия. В этом смысле русофилы имели глубинную, иррациональную для современного понимания связь с тогдашним украинским обществом, соответствуя его склонности к традиции, размеренному ритму жизни. В глазах среднего галицкого русина это имело большее значение, чем политическая идеология. Поэтому старорусины-русофилы нередко оказывались ему более близкими, чем социально-радикальные и национально модерные народовцы".
Но какими б не были причины, факт оставался фактом: подавляющее большинство коренного населения Галиции исповедовало "москвофильские" взгляды и в национальном отношении считало себя одним народом с великороссами. "Как славянин не могу в Москве не видеть русских людей. А хотя я малорусин, а там живут великорусы; хотя у меня выговор малорусский, а у них великорусский, но и я русский, и они русские" - писал И. Наумович. "Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицией земли малорусским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, т.е. русский народ, - говорилось в тексте коллективного прошения об официальном признании прав русского языка в Галицкой Руси (сто тысяч таких коллективных прошений из разных концов Галиции были в 1907 году посланы в австрийский парламент). - Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трёх русских племён и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди остальных мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признаёт исключительное право быть языком её литературы, науки и вообще культуры".
Как это часто бывает, давление со стороны власти встретило мощное противодействие населения. "Защитники Руси нашли самую сильную опору в массах галицкого народа, - вспоминал активный участник галицко-русского движения В.Р. Ваврик. - Крестьянину трудно было сразу перекреститься с русина на украинца. Ему тяжело было потоптать то, что было для него святым и дорогим. Ещё тяжелее было ему понять, почему украинские профессора как-то туманно, хитро и блудно меняют Русь на Украину и путают одно имя с другим (в Галиции, где почти никто не знал наименований "Украина", "украинский", тем более - "украинец", а только "Русь", "русин", "русский", "руський" - украинофилы предпочитали использовать термины "Русь-Украина", "русько-украинский народ" и т.п. - Авт.). Всем своим существом народ осознал, что творится неправда, фальшь, измена... Чем сильнее был напор на Русь, тем упорней становилась её защита на Карпатах".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||