«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 72% |
Более тонкая разновидность данного типа манипуляции.
Заключается в том, что, аргументируя свою информационную установку, манипулятор ссылается на "исторический опыт", прецеденты, факты и случаи из истории. Но сам этот "исторический опыт" изменен манипулятором так, что, имея с реальными событиями мало общего, он полностью "подтверждает" информационную установку манипулятора.
Расчет на то, что реципиент не владеет историческими данными и не может своевременно вычленить ложь.
Косвенным признаком исторической лжи может являться изменение данных или оценки каких-либо исторических событий, использованных для аргументации одной информационной установки. Если такие данные или оценки менялись, следовательно, они были изначально недостоверны и нет никакой гарантии, что они являются достоверными сейчас.
Историческая ложь исключительно популярный у манипуляторов прием воздействия на сознание аудитории. Он сложен технически: манипулятору нужно как минимум знать историю, чтобы лгать "как надо" и не "подставиться", однако позволяет манипулятору минимальными средствами добиться весьма значительных успехов, воздействуя на свою аудиторию. Трактовка исторических фактов так, как это выгодно манипулятору, а не так, как все было на самом деле, всегда имеет целью нанести удар не по прошлому, а именно сегодня, по сегодняшним позициям и ценностям объекта манипуляции.
В крайне упрощенной форме это выглядит так: жертве манипуляции объявляют, что свои ценности она защищать не должна (ценности эти неудобны для манипулятора, разрушая его манипуляционные установки), так как это глупо, постыдно и преступно. Почему? Да потому, что тридцать лет тому назад ценности эти стали причиной геноцида, репрессий, раскулачивания, расказачивания или оправки в принудительном порядке неких личностей, боровшихся за "права человека" на средства спецслужб иностранных государств, на стройки народного хозяйства. Это очень плохо, объясняют жертве манипуляторы, это чудовищно и недопустимо. И ценности, что сегодня вроде как дороги жертве, так же чудовищны и недопустимы в "цивилизованном обществе" (лукавый термин, 15.1). Неужели жертва станет защищать нечто "чудовищное"? Неужели не хочет жить в "цивилизованном обществе", быть "цивилизованным человеком"?! Кому же хочется, чтобы его сочли "нецивилизованным"? Тем более что предлагается - якобы "на выбор" - типичная ложная альтернатива (5.2): либо жертва защищает "чудовищные" ценности и, таким образом, лишается возможности быть "цивилизованным человеком".
Либо от них отказывается (моральное обоснование: они же "чудовищные"!) и, таким образом, "возвращайся в лоно цивилизации" (был некогда исключительно популярен такой речевой оборот, 5.2).
Что выберет человек, не знакомый с методикой манипуляции сознанием? Сопротивляться такому информационному воздействию, особенно, если оно умело и профессионально выполнено, ему крайне сложно. Получается эффективная и простая манипулятивная схема: чтобы уничтожить настоящее, не обязательно бить по нему. Достаточно ударить по прошлому - настоящее станет рушиться само. Это подтверждает неразрывность прошлого и настоящего, как и то, насколько важны для мира сегодняшнего правильное знание и ПОНИМАНИЕ исторических событий и их причин.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||