«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 33%

Раздел 9. Приведённый вывод

Подробное описание


         Наиболее эффективной манипуляция может считаться, когда ее жертва воспринимает информационную установку не под мощным воздействием/давлением манипулятора, а как бы добровольно. Жертва уверена: она "сама до этого додумалась", ее "никто не убеждал" и, как следствие, не обманывал.
         Для достижения такого результата используется прием "приведенный вывод". Манипулятор подбрасывает реципиенту определенным образом подобранную информацию с таким расчетом, чтобы реципиент, приняв и начав ее обдумывать, пришел к тем выводам, которые необходимы манипулятору. Реципиент как бы "подводится" манипулятором к нужному выводу.
         Безусловно, для успеха такого рода действий, манипулятору необходимо хотя бы в общих чертах знать алгоритм мышления реципиента. Проще говоря - представлять, по какому пути будет "двигаться" логика реципиента при обработке данной информации.
         Применение такого приема требует от манипулятора известного умения и даже таланта. Но и результат в итоге может быть весьма значительный, так как жертва манипуляции остается обманутой, но с твердым убеждением, что ее никто не обманывал. Особенность психики большинства людей состоит в том, что, будучи обманутыми, они склонны выгораживать себя и отстаивать истинность информационных установок, с помощью которых эти люди были обмануты. В итоге жертва старается оправдать обманувшего ее манипулятора, на что последний и рассчитывает.
         Один из наиболее известных примеров использования приема "приведенный вывод" в рекламе - рекламный слоган журнала "Penthouse": "подпишите вашего дедушку на "Playboy"!". Потребителю делается намек: журнал "Р1ауЬоу" годится только для стариков. Молодым, динамичным людям там смотреть нечего - журнал сер и скучен, ничего интересного в нем нет. Следовательно, и покупать его не стоит.
         Вторым "приведенным выводом" в данном случае является позиционирование журнала "Penthouse" как издания яркого (это же оно обвиняет другое издание в "неяркости"), смелого (надо еще набраться мужества для такой наглости!), умного (ведь сделано все так, что и не придерешься). Вообще, в широком смысле этот прием хорошо отражен в американском армейском анекдоте. Каждый военнослужащий США имеет обязательную страховку, что-то вроде ОСАГО, оплата которой является составной частью контракта между Пентагоном и гражданином США, решившим пойти на военную службу. Ведомственная страховая компания стремится убедить военнослужащих оформить еще и добровольную страховку, оплачивая ее из собственных денег. Разумеется, большинство военнослужащих не хотят платить за эту страховку. В одной военной части солдат и сержантов собирают в зале, где страховой агент Пентагона уговаривает их заключить контракт на добровольное страхование жизни и здоровья - разумеется, за весьма внушительную сумму. И, разумеется, никто на это не идет. Огорченный агент говорит находящему рядом гражданскому служащему: не хотят вояки страховаться, хоть плачь! Ну что ты тут поделаешь?
         "Гражданский" отвечает: если я их уговорю - мне процентик заплатишь? Конечно, отвечает агент, да только как же ты их уломаешь? Вон ведь как уперлись, жадные все...
         "Гражданский" выходит к военным и говорит: вы все застрахованы Пентагоном. Если у вас страховка обязательная - вы за нее фактически ничего не платите. И если вас убьют в бою, по этой страховке ваша семья от Министерства обороны США получит шесть тысяч долларов. Если вы оформите добровольную страховку, заплатив за нее из своего кармана весьма приличную сумму, то, в случае вашей гибели, Пентагон заплатит вашей семье двести двадцать тысяч долларов из своего кармана.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100