«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 28% |
В процессе убеждения реципиента манипулятор часто использует достаточно эффективный прием, основанный на "взаимопонимании" и "согласии" со своей позицией другого собеседника (не реципиента) или целой аудитории.
Манипулятор, излагая свою информационную установку, спрашивает на виду у реципиента, собеседника (аудиторию): а вы согласны с этим? И собеседник соглашается (иногда для вида, "как бы" поколебавшись и поразмыслив).
Этот прием призван убедить недоверчивого реципиента, что, с одной стороны, имеет место честное обсуждение проблемы. А с другой - что позиция манипулятора верна ней готовы согласиться окружающие. Интуитивно у жертвы манипуляции может зародиться мысль: они ВСЕ согласны - может, это я не прав, что не соглашаюсь? На это и рассчитывает манипулятор.
Известно два механизма подобной манипуляции.
Первый - когда манипулятор заранее договаривается с "собеседником" или "аудиторией" о "согласии" в необходимый момент. Момент приходит, "собеседник" ("аудитория") соглашается, все это видит жертва манипуляции - дальнейший механизм описан выше. Налицо прямая и грубая инсценировка "поиска истины", по существу - ложь.
Второй - когда манипулятор заранее подбирает и специально выстраивает свой вопрос таким образом, чтобы у независимого собеседника возникло желание согласиться с ним. Для этого может быть использована обтекаемая или двусмысленная формулировка, эмоциональное воздействие, знание особенностей психики или алгоритма мышления собеседника. Результатом будет согласие собеседника - и далее манипулятор снова действует, как уже было описано выше.
Второй механизм является более тонкой и умелой работой манипулятора. Он тем более опасен для жертвы, если она знает собеседника манипулятора как человека (или общность) порядочного, честного и внушающего доверие. Раз ТАКОЙ человек согласился с манипулятором - как же я могу не согласиться? - может подумать реципиент. И немедленно попадает в сети манипулятора.
Сама по себе методика использовать "согласие аудитории" должна насторожить реципиента.
В данном приеме нет ничего особо интересного для анализа. Подобное манипулирование происходит в том случае, когда манипулятору нужно создать видимость не навязывания аудитории (реципиентам) собственного видения/трактовки проблемы, но "свободного и открытого" обсуждения.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||