«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 22% |
Ярким примером использования такого рода манипуляции является известный кинофильм начала 90-х годов "Хочу в тюрьму!". В нем рассказывается, как русский изобретатель, гений-одиночка, ввязывается по наивности в опасную историю (его "вслепую" используют для организации ограбления). Чтобы спастись, он вынужден бежать из страны за границу, "в сытую и гуманную Европу". Но, так как денег на проживание за границей у него нет, он специально попадает в тюрьму за совершение мелкого преступления: там и покормят, и проживание бесплатное.
Весь этот фильм - одно сплошное паразитирование на "народных" коммуникативных средствах. Внешность "типичного слесарюги" (главного героя), его простоватый жаргон, привычка выпить, покурить "Беломор", сдержанный стеб над "тупыми европейцами" (тюремный врач, считающий, что "Беломор" - это марихуана) и простоватое превосходство "наших" над "ними" (на вопрос врача "marihuana?" главный герой простодушно переспрашивает: "чо те надо? Какая еще Мариванна?") - все это полностью соответствует "народным мифам" начала 90-х годов о том, какая она - Европа.
Манипулятивная установка фильма проста и полностью соответствовала навязываемой тогда обществу реформаторами "общественно-идеологической" парадигме. Умному человеку, умеющему то, что другие не умеют, в России делать нечего. Ни перспектив, ни безопасности, ни общества нормального: все плохо! Нужно бежать отсюда за границу.
Там хорошо, сытно и уютно. Настолько, что в самых тяжелых условиях "там" однозначно лучше, чем "здесь". Так что бегите из России куда подальше, дорогие россияне!
Данная парадигма морально поддерживала отток наиболее талантливых и активных людей, которые могли бы остановить мародерскую политику разрушения страны либералами и реформаторами, из страны. Это нанесло России непоправимый ущерб. Огромное количество тех, кто потенциально мог стать элитой страны, были для нашей страны потеряны. Многие навсегда. Направление воздействия этой парадигмы на общество было разносторонним и широким; каждый раз оно менялось в зависимости от той "целевой аудитории", на которую было ориентировано (научная интеллигенция, научная элита, студенчество, молодые офицеры запаса и пр.). Рассматриваемый фильм обращался к основной массе не-элитной молодежи до 40 лет, которая, обладая неплохим советским, хоть и не научным, образованием (чаще - техническим или военным), активностью, желанием самореализоваться, была исключительно интересна для западных стран. Показывая простыми, "народными" словами и образами, как хорошо устроился за границей простой, хоть и весьма талантливый, слесарь и как плохо ему пришлось, когда он вернулся (его ограбили на трассе наши бандиты), людей убеждали: свое будущее они должны связать не с Россией, где им ничего хорошего "не светит", а с "заграницей"...
Такого же рода "простонародный коммуникативный механизм" был использован в рекламной "раскрутке" политического блока "Родина" на выборах 2003 года. Многие помнят рекламный ролик, в котором Рогозин и Глазьев заходят в пивную и пьют там пиво под вяленую воблу "вместе с простым народом". Тому, кто знает и Рогозина, и Глазьева, крайне сложно представить рафинированного бывшего "представителя России в Страсбурге" (а ныне благополучно представительствующего в Брюсселе) и бывшего министра в правительстве Гайдара в столь демократических условиях. Но апофеозом той рекламы был диалог "героев": "Знаешь, что-то мне в последнее время олигархи не нравятся!" - говорил один. "Не нравятся - не ешь!" - разделывая при этом воблу, отвечал ему второй.
Оба "политика" паразитировали на скрытых желаниях аудитории (ненависть к ворюгам-олигархам, 7.4) и использовали целый набор "народных" коммуникативных средств, призванных показать людям, что "это свои, такие же, как и вы". И эти "свои" так же не гнушаются пить дешевое пиво в дешевой "пивнухе", так же не любят "олигархов" и так же цитируют бородатые анекдоты, известные каждому еще с детского сада ("не нравится - не ешь!").
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||