«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 83%

Глава 32. Учебный материал: постсоветский примордиализм


         В 2005 г. историк и политолог В. Д. Соловей опубликовал книгу "Русская история: новое прочтение" (15). В ней содержатся радикальные и далеко ведущие утверждения о природе этничности, о русском народе, его истории и его будущем.
         Автор - человек образованный, историк, доктор наук, сотрудник Российской Академии наук и эксперт "Горбачев-фонда", известный в кругах современных политологов. Значит, к книге его следует отнестись серьезно и рассмотреть ее главные положения. Они разделяются на две группы, первую составляют рассуждения о том, что такое этничность и как она связана со средой обитания этноса и культурой. Глава 1 так и называется - "Природа этноса/этничности". Представления об этничности излагаются в связи со свойствами и историей русского народа, но носят общий характер.
         Вторая группа утверждений посвящена теме "русские и Империя" (или "русские и СССР"), из которой делается вывод, что именно русский народ уничтожил Российскую империю, а затем и ее восстановленную большевиками версию - СССР. Уничтожил потому, что устал нести бремя державности, рассердился сначала на православие, а потом и на коммунизм.
         Рассмотрим представления об этничности. С рядом общих положений можно согласиться, например, с таким: "Главный субъект, "движитель" истории - народ. Не институты, включая государство, не социальные, политические или культурные агенты (элиты, классы, партии, религиозные общины и т. д.), не анонимные социологические универсалии (модернизация, индустриализация, глобализация и т. д.), а народ, который понимается... как способная к коллективному волеизъявлению и обладающая общей волей группа людей" (с. 19).200 Это положение, несмотря на официальную монархическую, церковную или классовую риторику, было укоренено в русской культуре и в массовом сознании. Из него исходили и практические политики, и создатели больших социологических теорий (например, евразийства или даже марксизма).
         Расхождения начинаются на следующем, более фундаментальном уровне - при трактовке природы того механизма, который соединяет людей в народы. Речь идет о явлении этничности. Автор так оценивает тот уровень, на который претендует его труд: "Книга, которую держит в руках читатель, предлагает новую парадигму в понимании отечественной истории. Как свойственно парадигмам, она основывается на небольшом числе утверждений дотеоретического характера - считающихся самоочевидными аксиом, научная истинность которых не может быть доказана" (с. 303).
         Итак, новая парадигма, ни более, ни менее. Типа парадигмы Ньютона в представлении о мироздании. Мнение, будто свойство парадигм заключается в том, что "научная истинность их аксиом не может быть доказана", есть новое слово в философии науки. С опытом оно не согласуется. Ведь для того Галилей и шлифовал линзы своего телескопа, чтобы доказывать основания парадигмы Коперника с помощью наблюдения. О Ньютоне и говорить нечего - его законы доказаны и математически, и опытным путем. При этом аксиомы ньютонианства как раз не были самоочевидными - очевидными казались аксиомы Аристотеля (вроде того, что камень падает быстрее перышка).
         К чему же сводится главная аксиома новой парадигмы отечественной истории, которую предлагает Соловей? К тому, что этничность есть биологическое свойство человека, зафиксированное в материальных структурах его генетического аппарата. Но что же тут нового? Эта проблема обсуждается давным-давно. В обзоре начала 90-х годов XX века читаем: "В основе представлений о нации может лежать расовый или генетический принцип. В своей пророческой лекции 1882 г. о национализме Эрнест Ренан предупреждал европейцев об опасности расовых и генетических иллюзий по этому поводу, указывая на факт генетической смешанности всех народов континента" (см. (16, с. 145)).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100