«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 77%


         И в России увеличение веса рыночных отношений в нашем жизнеустройстве могло быть успешно осуществлено не в конфронтации, а в согласии с культурой и исторической траекторией России. Однако реформа с самого начала декларировала принцип насильственного переноса в Россию "чистой" англосаксонской модели - уничтожая именно "основу явлений" отечественного хозяйства.
         Здесь надо подчеркнуть тот факт, что реформаторы отдавали себе отчет в несовместимости их рыночной доктрины с мировоззрением народов России. Обозреватель "Независимой газеты" Ю. Буйда писал: "Антирыночность есть атрибут традиционного менталитета, связанного с "соборной" экономикой, о чем особенно убедительно свидетельствуют послесмутный кризис православия и драматические коллизии великих реформ Александра Второго - Столыпина... Наша экономическая ублюдочность все еще позволяет более или менее эффективно эксплуатировать миф о неких общностях, объединенных кровью, почвой и судьбой, ибо единственно реальные связи пока в зачатке и обретут силу лишь в расслоенном, атомизированном обществе. Отвечая на вопрос итальянского журналиста о характере этих связей, этой чаемой силы, поэт Иосиф Бродский обошелся одним словом: "Деньги" (139).
         Здесь прекрасно сказано, что "рыночность" реформаторов направлена на то, чтобы уничтожить "соборность" экономики, а тем самым и "общности, объединенные кровью, почвой и судьбой". И напротив, "антирыночность" населения России есть средство (видимо, недостаточно эффективное), чтобы эти общности, то есть народы, сохранить. Автор закона о приватизации Е.Г. Ясин так выразил смысл этой акции: "Надо сломать нечто социалистическое в поведении людей". Так что демонтаж советского хозяйства был в то же время способом демонтировать и центральную мировоззренческую матрицу народа.
         Экономист В.А. Найшуль писал в 1989 г.: "Рыночный механизм управления экономикой - достояние общемировой цивилизации - возник на иной, нежели в нашей стране, культурной почве... Чтобы не потерять важных для нас деталей рыночного механизма, рынку следует учиться у США, точно так же, как классическому пению - в Италии, а праву - в Англии" (140). Вот выбор реформаторов - найти "чистый образец" и перенять его.
         Эту ложную установку, противоречащую знанию о межнациональном взаимодействии культур, надо было бы считать элементом мракобесия, если бы за этой ширмой не виднелся замысел разрушительной экономической войны. "По плодам судите их!"
         При освоении достижений иных культур необходим синтез, создание новой структуры, выращенной на собственной культурной почве. Утверждение, что "рынку следует учиться у США, а праву - в Англии", - глупость. И рынок, и право - большие подсистемы культуры, в огромной степени сотканные особенностями конкретного народа или нации. Они настолько переплетены со всеми человеческими связями, что идея "научиться" им у какого-то одного народа находится на грани абсурда. Почему, например, праву надо учиться у англичан - разве у французов не было права? А разве рынок в США лучше или "умнее" рынка в Японии или в Сирии?
         Что касается рынка, надо послушать самих либералов. Видный современный философ либерализма Джон Грей пишет: "В матрицах рыночных институтов заключены особые для каждого общества культурные традиции, без поддержки со стороны которых система законов, очерчивающих границы этих институтов, была бы фикцией. Такие культурные традиции исторически чрезвычайно разнообразны: в англосаксонских культурах они преимущественно индивидуалистические, в Восточной Азии - коллективистские или ориентированные на нормы большой семьи и так далее. Идея какой-то особой или универсальной связи между успешно функционирующими рыночными институтами и индивидуалистической культурной традицией является историческим мифом, элементом фольклора, созданного неоконсерваторами, прежде всего американскими, а не результатом сколько-нибудь тщательного исторического или социологического исследования" (141).189

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100