«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 77% |
Пятнадцать лет - большой срок, и сегодня, по истечении этого срока, можно определенно утверждать, что перестройка институциональных матриц России сопровождалась уничтожением именно тех составляющих в каждой матрице, которые выражали ее этническую (национальную) особенность и служили тем "генетическим аппаратом", который обеспечивал ее воспроизводство.
Систематический обзор практически всех шагов реформы заставляет сделать предположение, в которое трудно поверить, - что главным ее смыслом и была ликвидация населения России как народа, превращение народа России в массу озлобленных и грызущихся между собой группировок. При этом каждая из таких группировок должна быть тоже разорвана в других "плоскостях", так что в пределе Россия должна превратиться в арену войны всех против всех.
В каждом частном изменении видна изощренная изобретательность, как будто умный советник наших реформаторов указывал им ту невидимую точку в организме народа, куда они должны были кольнуть шилом. Вот, например, сущий пустяк - уничтожение государственной системы обслуживания жилищного фонда, ЖЭКов и ДЕЗов. Теперь сами жильцы должны учреждать ТСЖ ("товарищества собственников жилья", ячейки пресловутого "гражданского общества"), а предприниматели - создать мириады частных фирм, готовых жилье обслужить.
Конечно, государство вынуждено сбросить с себя ответственность за изношенный жилищный фонд, из которого за 15 лет были изъяты амортизационные отчисления, так что стоимость срочного ремонта в 2003 г. была оценена в 5 триллионов руб. Но за этой операцией стоит и программа большого воровства, можно будет даже назвать ее Третьей "молекулярной" аферой реформы (если считать первой "банковские пирамиды", а второй - махинации со строительством жилья). Если первые две аферы охватили все же небольшую часть населения, то жертвой ТСЖ станет уже не менее половины - все жильцы многоквартирных домов. Государственная бюрократия - необходимый соучастник всех трех афер, но в первых случаях граждане несли свои деньги жуликам добровольно, желая немного улучшить свое положение, а теперь их бросают в лапы "управляющих компаний" насильно. Проблема обирания граждан прямо к нашей теме не относится. Для нас важна другая сторона дела: и учреждение ТСЖ, и выбор частной управляющей домом компании, и судебные тяжбы с ней - все это сразу превращает мирную жизнь обывателей в непрерывную склоку. Это видно с самых первых шагов, когда дело еще не дошло до "оплаты услуг" и мошенничества. Ликвидация маленькой институциональной матрицы (системы обслуживания жилья), которая позволяла людям спокойно жить, почти не замечая важную сторону быта, сразу погружает обывателей в пространство конфликтов. В ткани человеческих отношений рвется целая категория нитей.
Таким образом, реформирование систем жизнеустройства было средством демонтажа механизмов, воспроизводящих народ России (в начале 90-х годов - советский народ). Это было едва ли не главным объективным результатом переделки самых различных систем.
Начнем с главной программы реформ - превращения российской экономики в рыночную. "Рынок" - большая институциональная матрица, которая в той или иной форме существует в любом обществе с самых ранних стадий развития человечества и в каждом обществе окрашена его культурными особенностями. Механизмы рыночной экономики западного типа успешно переносились в разные культуры в ходе их модернизации, приспосабливались к культуре и традициям Японии, Китая, Индии и т.д.
Так же шла в прошлом и модернизация хозяйства России - и в царское, и в советское время. Уже маркиз де Кюстин в своем весьма недобром описании России (1839) признавал: "С первых шагов в стране русских замечается, что такое общество, какое они устроили для себя, может служить только их потребностям; нужно быть русским, чтобы жить в России, а между тем с виду все здесь делается так же, как и в других странах. Разница только в основе явлений" (138).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||