«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 59%


         Доктрина реформ 90-х годов в интересующем нас аспекте открыто излагалась еще до краха советского государства. Предполагалось, что на первом этапе реформ будут созданы лишь "оазисы" рыночной экономики, в которых и будет жить демос (10% населения). В демократическом (в понятиях данной доктрины) государстве именно этому демосу и будет принадлежать власть и богатство. Ведь демократия - это власть демоса, а гражданское общество - "республика собственников"! "Старые русские" ("совки"), утратив статус народа, были бы переведены в разряд быдла, лишенного собственности и прав.
         В советское время такое представление о народе нам и не приходило в голову, на Западе же мысль о выделении из населения некоторого меньшинства, которое и наделяется статусом демоса, постоянно присутствует в политической философии (в гл. 2 говорилось о том, как Хабермас развивает мысль о разделении "нации граждан" и "нации соотечественников"). Так же явно присутствует и мысль о "роспуске" народа, лишении большинства этого статуса. Бертольд Брехт с иронией говорил об этом: "Если правительство недовольно своим народом, оно должно распустить его и выбрать себе новый".
         Эту же мысль "онаучивает" глава официальной российской этнологии В.А. Тишков в статье "О российском народе": "Общество, прежде всего в лице интеллектуальной элиты, вместе с властями формулирует представление о народе, который живет в государстве и которому принадлежит это государство. Таковым может быть только согражданство, территориальное сообщество, то есть демос, а не этническая группа, которую в российской науке называют интригующим словом "этнос", имея под этим в виду некое коллективное тело и даже социально-биологический организм. Из советской идеологии и науки пришли к нам эти представления, которые, к сожалению, не исчезли, как это случилось с другими ложными конструкциями" (13).
         Эта идеологическая конструктивистская формула утверждает, что в РФ "интеллектуальная элита вместе с властями" формирует демос, "которому принадлежит это государство". Демос будет составлять зажиточное меньшинство, а остальная часть населения превращается в бесправную этническую массу.146
         Защищать это зажиточное меньшинство от бедных (от бунтующих люмпенов) должна была реформированная армия с новыми ценностными ориентациями. Существующая на грани нищеты масса (90% населения) - охлос, лишенный и собственности, и участия во власти. Его надо держать под жестким контролем и, по мере возможности, рекрутировать из него пригодных людей для пополнения демоса (по своей фразеологии это - типичная программа ассимиляции национального меньшинства).
         Весной 1991 г., еще при советской власти, в типичной антисоветской статье "Рынок и государственная идея" дается типичная формула этой доктрины: "Демократия требует наличия демоса - просвещенного, зажиточного, достаточно широкого "среднего слоя", способного при волеизъявлении руководствоваться не инстинктами, а взвешенными интересами. Если же такого слоя нет, а есть масса, где впритирку колышутся люди на грани нищеты и люди с большими... накоплениями, масса, одурманенная смесью советских идеологем с инстинктивными страхами и вспышками агрессивности, - говорить надо не о демосе, а о толпе, охлосе... Надо сдерживать охлос, не позволять ему раздавить тонкий слой демоса, и вместе с тем из охлоса посредством разумной экономической и культурной политики воспитывать демос" (14).
         Уже в самом начале реформы была поставлена задача изменить тип государства - так, чтобы оно изжило свой патерналистский характер и перестало считать все население народом (и потому собственником и наследником достояния страны). Теперь утверждалось, что настоящей властью может быть только такая, которая защищает настоящий народ, то есть "республику собственников".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100