«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 59% |
Но исподволь в кругах антисоветской элиты стала культивироваться еще более фундаментальная мысль, - что население СССР (а затем РФ) вообще не является народом, а народом является лишь скрытое до поры до времени в этом населении особое меньшинство. Когда она стала высказываться демократами начиная с середины 80-х годов, эти рассуждения поражали своей недемократичностью, но подавляющее большинство просто не понимало их смысла. Точно так же не поняло оно и смысла созданного и распространенного в конце 80-х годов понятия "новые русские". Оно было воспринято как обозначение обогатившегося меньшинства, хотя изначально разрабатывалось как обозначение нового народа - тех кто отверг "дух Отечества". Точнее, при введении самого термина "новые русские", было сказано, что это те, кто отверг "русский Космос, который пострашнее Хаоса".143
Политики, которые конструировали этничность "новых русских", определенно считали их нацией. В газете "Утро России" (февраль 1991 г.), органе партии Демократический союз (В. Новодворской), ее главный редактор В. Кушнир писал в статье "Война объявлена, претензий больше нет": "Рано или поздно, осыпаемые оплеухами, мы перейдем наш Рубикон и тогда все изменится. Вот почему я за войну... После взрыва, ведя войну всех со всеми, мы сумеем стать людьми. Страна должна пройти через испытания... Сражаться будут две нации: новые русские и старые русские. Те, кто смогут прижиться к новой эпохе и те, кому это не дано. И хотя говорим мы на одном языке, фактически мы две нации".
Ненависть возникающего в революции-перестройке "нового народа" к прежнему народу, была вполне осознанной. Один такой "новый" гражданин писал в статье "Я - русофоб" в элитарном журнале перестройки: "Не было у нас никакого коммунизма - была Россия. Коммунизм - только следующий псевдоним для России... Итак, я - русофоб. Не нравится мне русский народ. Не нравится мне само понятие "народ" в том виде, в котором оно у нас утвердилось. В других странах "народ" - конкретные люди, личности. У нас "народ" - какое-то безликое однообразное существо" (10).
Собирание в новый народ всех таких русофобов предполагало подрыв этнических и гражданских связей большинства населения и изъятие у него прерогатив, прав и обязанностей народа. К 1991 г. самосознание "новых русских" как народа, рожденного революцией, вполне созрело. Их лозунги, которые большинству казались абсурдно антидемократическими, на деле были именно демократическими - но в понимании западного гражданского общества. Потому что только причастные к этому меньшинству были демосом (то есть народом), а остальные остались быдлом, "совками".
Г. Павловский писал в июле 1991 г.: "То, что называют "народом России" - то же самое, что прежде носило гордое имя "актива" - публика, на которую возлагают расчет. Политические "свои"..." Это самосознание нового "народа России" пришло так быстро, что удивило многих из их собственного стана - им было странно, что это меньшинство, боровшееся против лозунга "Вся власть - Советам!" исходя из идеалов демократии, теперь "беззастенчиво начертало на своих знаменах: "Вся власть - нам!"
Ничего удивительного, вся власть - им, потому что только они и есть народ. Так и понимался смысл слов "демос" и "демократия". Историк этнографии С.А. Токарев еще в 1964 г. предлагал ввести в антропологию наименование демос для обозначения основного типа этнической общности рабовладельческой формации - свободных людей, рабовладельцев. Некоторые опасения вызывало неопределенное отношение к новому порядку будущих "рабов". Отношение к тем, кто власть признавать не желал, с самого начала было крайне агрессивным и остается таковым до сих пор.144
Респектабельный интеллектуал из Института философии РАН, выступая в "Горбачев-фонде" перед лицом недавнего Генерального секретаря ЦК КПСС, говорил такие вещи: "Британский консерватор скорее договорится с африканским людоедом, чем член партии любителей Гайдара - с каким-нибудь приматом из отряда анпиловцев" (12, с. 63). Вдумаемся: интеллигент, который считает себя демократом, на большом собрании элитарной интеллигенции, называет людей из "Трудовой России", которые пытались, чисто символически, защитить свои ценности (причем ценности человеческой солидарности, именно демократические), приматами. Чтобы так себя вести и даже не замечать чудовищности своих высказываний, требовалось действительно возомнить себя демосом и в глубине души отказать большинству (охлосу) в правах человека.145
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||