«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 44% |
В истории Европы это проявилось таким образом. В Средние века идеалом государственности, организующей общежитие народов Европы, считалась империя. Шли непрерывные войны между династиями, претендующими на главную роль в объединении Европы в империю - продолжательницу дела Римской империи. Поддерживалась роль двух важных объединяющих инструментов - единого культурного языка, которым служила латынь, и единой, жестко централизованной Римской католической церкви.
Церковь вела активную политическую деятельность по построению "вселенского" христианского государства с подчиненным ей императором, которого она "помазует" на царство. Папа римский имел исключительное право быть наставником светских властей, и споры относительно этого права решались даже военной силой. С особенной силой римская церковь преследовала уходящие корнями в античную культуру стремления к языческому "симбиозу" общества и власти, которые и были провозвестниками грядущего национализма.
Церковь боролась за наднациональный характер европейской государственности. Император Священной Римской империи германской нации, Imperator terrenus, короновался четырьмя коронами - франков и римлян, итальянской, бургундской и в Риме вселенской (Urbis et Orbis). Против попыток "языческого" разделения на народы совершались крестовые походы внутри самой католической Европы. Культурная и духовная деятельность направлялась церковью не на этноцентрические национальные ценности и проблемы, а на вселенские, универсалистские. Преследовала церковь и национальные обычаи и традиции. Как писал во время Возрождения видный деятель Ватикана, "пользуясь духовной властью только как орудием власти светской, папы казались скорее свирепыми государями, чем первосвященниками" (27).
Становление наций и выразилось прежде всего в конфликте с церковью, поскольку светские власти стали подчинять себе национальные церкви. Ослабление клира и упадок монастырей стали важным условием усиления национального государства. Идеология национализма, разделяющего империю, с самого начала была антиклерикальной и мобилизовала в поддержку нового типа государства антиклерикализм широких масс. В этом конфликте главную поддержку национализму оказала Реформация. Была отвергнута латынь как язык "межнационального религиозного общения", богослужение стало переходить на национальные языки, Лютер выступил за эмансипацию светской власти от церкви: "Раз светская власть установлена Господом карать злых и охранять благих, то пусть она свободно исполняет свое назначение во всем христианстве, невзирая на лица... все равно, обратится ли она против папы, епископов, попов, монахов, монахинь или еще кого-либо... Все же доводы церковного права лишь дерзкие римские измышления" (27).94
Наибольшей интенсивности борьба националистов против церкви достигла в момент Великой французской революции, когда интеллигенция, воспитанная Просвещением и опираясь на антицерковные чувства масс, выработала целостную светскую идеологию и проект создания народа. Божественное право было заменено "естественным", монарх как помазанник божий - Национальным конвентом. Принятие национализма за основу идеологии, которая легитимировала новый общественный строй и глубокую трансформацию всех общественных институтов, действительно означало пересборку народа. Де Токвиль писал: "Революция, уничтожив политические учреждения, принимается за разрушение гражданского порядка, вслед за законами переделывает нравы, обычаи, даже язык" (цит. в (27)).
Таким образом, в отношении наднациональных европейских структур нарождавшийся национализм был разделяющим. Он одержал победу и над имперской светской властью, и над единой централизованной церковью, и над классическими культурными традициями. Однако внутри образовавшихся национальных государств эта идеология была объединяющей - по отношению к региональным этническим общностям.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||